Как составить блок схему алгоритма по информатике. Создание простой блок-схемы

Описание алгоритма с помощью блок схем осуществляется рисованием последовательности геометрических фигур, каждая из которых подразумевает выполнение определенного действия алгоритма. Порядок выполнения действий указывается стрелками. Написание алгоритмов с помощью блок-схем регламентируется ГОСТом. Внешний вид основных блоков, применяемых при написании блок схем, приведен на рисунке.

Представление алгоритма программы в виде блок-схемы имеет два недостатка:

· предполагает слишком низкий уровень детализации, что часто скрыва­ет суть сложных алгоритмов

· и позволяет использовать неструктурные способы передачи управления (goto), причем часто на схеме алгоритма они выглядят проще, чем эквивалентные структурные.

Кроме схем, для описания алгоритмов можно использовать псевдокоды , Flow-формы и диаграммы Насси-Шнейдермана . Все перечисленные способы с одной стороны базируются на тех же основных структурах, а с другой стороны, допускают разные уровни детализации.

Каждый символ Flow-формы соответствует управляющей структу­ре и изображается в виде прямоугольника. Для демонстрации вложенности структур символ Flow-формы вписывается в соответствующую область прямоугольника любого другого символа. Символы Flow-форм, соответствую­щие основным и дополнительным управляющим конструкциям, приведены на рисунке А1.

<Действие>
а)
б)
в)
г)
д)

Рисунок А2 - Условные обозначения диаграмм Насси-Шнейдермана для основных конструкций:

а - следование; б - ветвление; в - выбор; г - цикл-пока; д - цикл-до

Основное отличие диаграмм Насси-Шнейдермана от Flow-форм заключается в том, что область обозначения условий и вариантов ветвления изображают в виде треугольников (рисунок А2). Такое обозначение обеспечивает большую наглядность представления алгоритма.

Общим недостатком Flow-форм и диаграмм Насси-Шнейдермана являет­ся сложность построения изображений символов, что усложняет практическое применение этих нотаций для описания больших алгоритмов.

В отличие от блок-схем псевдокоды не ограничивают степень детализации операций, но, не являясь графическими, хуже отображают их вложенность.

Описать неструктурный алгоритм с помощью псевдокодов, Flow-форм и диаграмм Насси-Шнейдермана невозможно, т. к. для неструктурной передачи управления в них отсут­ствуют условные обозначения. Их использование изначально ориентирует проектировщика толь­ко на структурные способы передачи управления, а потому требует тщательного анализа алгоритма.

В зависимости от последовательности выполнения действий в алгоритме выделяют алгоритмы:

· линейной,

· разветвленной

· и циклической структуры.

В алгоритмах линейной структуры действия выполняются последовательно одно за другим.

В алгоритмах разветвленной структуры в зависимости от выполнения или невыполнения какого-либо условия производятся различные последовательности действий. Каждая такая последовательность действий называется ветвью алгоритма.

В алгоритмах циклической структуры в зависимости от выполнения или невыполнения какого-либо условия выполняется повторяющаяся последовательность действий, называющаяся телом цикла. Вложенным называется цикл, находящийся внутри тела другого цикла. Различают циклы с предусловием и постусловием:

Итерационным называется цикл, число повторений которого не задается, а определяется в ходе выполнения цикла. В этом случае одно повторение цикла называется итерацией.

Итак: При всем многообразии алгоритмов решения задач в них можно выделить три основных вида вычислительных процессов:

· линейный ,

· разветвленный

· и циклический ,

для реализации которых в программах используют соответствующие базовые управляющие конструкции:

· следование ,

· ветвление ,

· цикл-пока.

Помимо базовых, процедурные языки программирования высокого уровня используют еще три конструкции (структуры), которые легко реализуются через базовые:

· выбор ,

· цикл-до ,

· цикл с заданным числом повторений .

Перечисленные шесть конструкций были положены в основу структур­ного программирования . Слово «структурное» в названии подчеркивает тот факт, что при программировании использованы только перечисленные конструкции. Отсюда и понятие «программирование без go to». Программы, написанные с использованием только структурных операторов передачи управления, называют структурными, чтобы подчеркнуть их отличие от программ, при реализации которых исполь­зовались низкоуровневые способы передачи управления.

Разработанный алгоритм реализуется в виде программных кодов (программы ) на одном из языков программирования.

Графическая модель алгоритма нужна для того, чтобы взглянуть на последовательность действий и мысленно охватить ее всю. Известно, что человеческий мозг гораздо лучше решает задачи, если представляет ситуацию в комплексе, и блок- – идеальный способ описать таким образом алгоритмы для программирования.

Все блоки в блок-схеме соединены между собой посредством линий, означающих связи между ними.

Изучение блок-схем входит в обязательную программу по предмету Информатика в средней . Описание этого приема можно найти в учебниках. Так как использование блок-схем облегчает , то почти каждый блог, который учит читателей писать код, тоже рассказывает про этот метод.

Элементы блок-схемы

Элементами блок-схемы являются геометрические фигуры, внутри которых код или действий. Начинается схема всегда с вытянутого овала. Он означает начало или конец программы, а также начало или конец функции (вызов и возврат). В более широком смысле, можно сказать, что это начало и конец проблемы.

Прямоугольник служит для перечисления операций, арифметических или присваивания. Это блок действия.

Ромб – логический блок, в котором содержится условие. Он означает проверку на соответствие условию, затем происходит ветвление. Направлений ветвления может быть как два (конструкция «если, то»), так и несколько (обычно в языках программирования такая конструкция описывается словом «case»)

Прямоугольник со столбиками по бокам – блок предопределенного процесса. В нем описывается вызов подпрограммы и перечисляются переменные, которые передаются при этом. Например, так обозначается вызов функции.

Параллелограмм – блок ввода/вывода данных. В нем перечисляются данные, которые нужно отправить на устройство вывода или получить с устройства ввода.

Шестиугольник, вытянутый по горизонтали. Эта фигура обозначает цикл. Внутри пишется начальное значение переменных цикла, его шаг и условие выхода. Этот блок может быть разделен на две половины, тогда в первой пишется начало цикла, а во второй конец, а все операции помещают посередине.

Особенности применения блок-схем

Чтобы описать работу приложений, написанных в рамках объектного подхода, применяются диаграммы UML.

Блок-схемы применимы только для тех языков программирования, которые основаны на структурном подходе. Для искусственных языков, например, для низкоуровневых, такой способ описания алгоритма не подойдет. Точно так же, если вы пишете на объектном языке в рамках парадигмы объектно-ориентированного программирования, то взаимодействие между объектами с помощью блок-схемы описать не получится. Для таких случаев применяются другие способы визуализации алгоритма.

В современном мире цифровой техники программирование является основой для работы различных вычислительных машин, гаджетов и прочего электронного оборудования. А умение быстро и правильно составить блок-схему алгоритма выступает фундаментом, основой данной науки. Такая схема является графической моделью процессов, которые необходимо выполнять оборудованию. Она состоит из отдельных функциональных блоков, выполняющих различные назначения (начало/конец, ввод/вывод, вызов функции и т. д.).

Алгоритм и алгоритмизация

По сути, алгоритм является обычной инструкцией о том, в какой последовательности необходимо выполнять те или иные действия при переработке исходных данных в требуемый результат. Наряду с этим термином зачастую используют Под ней понимают совокупность способов и приемов составления последовательности для решения конкретных задач.

Часто алгоритм применяется не в качестве инструкции для вычислительной машины, а как схема выполнения каких-либо действий. Это позволяет отметить эффективность и результативность данного способа решения, исправить возможные ошибки, а также сравнить его с другими подобными решениями еще до введения в компьютер. Кроме того, алгоритм представляет собой основу для составления программы, которую необходимо написать на языке программирования, с тем, чтобы в дальнейшем реализовать процесс обработки информации на ПК. На сегодняшний день получили известность два практических способа построения таких последовательностей. Первым является пошаговое словесное описание, а вторым - блок-схема алгоритма задачи. Первый из них получил существенно меньшее распространение. Это объясняется отсутствием наглядности и многословностью. Второй способ, наоборот, является весьма удобным средством изображения последовательности. Он широко распространен как в учебной, так и в научной литературе.

Элементы блок-схем

Блок-схема алгоритма программы представляет собой последовательность графических символов, предписывающих выполнение конкретных операций, а также связей между ними. Внутри каждого такого изображения указывается информация о задаче, подлежащей выполнению. Размеры и конфигурация графических символов, а также порядок оформления последовательностей регламентированы ГОСТ 19003-80 и ГОСТ 19002-80.

Рассмотрим основные элементы блок-схемы алгоритма (на фото предоставлены примеры их начертания).

1. Процесс - вычислительное действие либо последовательность таких действий.

2. Решение - проверка заданного условия.

3. Модификация - заголовок цикла.

4. Предопределенный процесс - обращение к процедуре.

5. Документ - печать и вывод данных.

6. Перфокарта - ввод информации.

7. Ввод/Вывод - Ввод/Вывод данных.

8. Соединитель - разрыв линий потока.

9. Начало/Конец - начало, конец, остановка, пуск, вход и выход используются во вспомогательных алгоритмах.

10. Комментарий - используют для размещения пояснительных надписей.

11. Вертикальные и горизонтальные потоки - направление последовательности, линия связи между блоками.

12. Слияние - соединение потоков.

13. Межстраничный соединитель - метка, символизирующая о переходе на другой лист.

Правила начертания

Построение блок-схемы алгоритма осуществляется по конкретным требованиям, прописанным ГОСТ. Например, при соединении графических символов используются только горизонтальные или вертикальные линии. Потоки, направленные справа налево и снизу вверх, обязательно помечаются стрелками. Прочие линии могут не помечаться. Расстояние между параллельными потоками не должно быть меньше трех миллиметров, а между остальными элементами - не менее пяти миллиметров. Размеры блоков должны быть кратными пяти. Отношение горизонтали к вертикали графического символа составляет 1,5. Иногда допускается равное двум. Для удобства описания графические символы следует нумеровать. По характеру связей различают виды блок-схем алгоритма линейной, циклической и разветвляющейся структуры.

Переменные, константы и ячейки памяти

Для лучшего понимания принципа действия алгоритма можно рассмотреть простейший автомат. В его состав входят память, состоящая из ячеек; записывающая/считывающая головка; процессор. В чем заключается принцип работы такого устройства? Головка, получив приказ от процессора, осуществляет запись данных в ячейку либо производит считывание константы. В простейшем случае это будет арифметическое число. Кроме того, константами могут быть строки символов и др. Под переменной понимается ячейка памяти, в которой хранится информация. За время выполнения алгоритма в такой ячейке могут быть записаны различные данные. На этом принципе построены персональные компьютеры и прочая электроника. Алгоритм выполнения какой-либо задачи является набором команд для считывания или записи информации в эти ячейки памяти.

Массивы

Массивы являются еще одной разновидностью индексированных переменных. По сути, это совокупность ячеек, которая объединена общим обозначением. Массивы различают двумерные, трехмерные и т. д. Простейший из них представляет собой ряд последовательных ячеек. Такой массив имеет свое имя. Каждый элемент обладает своим номером - индексом. Константа, записанная в ячейку, называется элементом массива.

Двумерный тип по своему расположению элементов напоминает матрицу. Ячейки в таком массиве характеризуются двумя индексами (это напоминает шахматную доску с нумерацией клеток). По такому же принципу реализованы трехмерные и больше структуры.

Линейные алгоритмы

Такой тип последовательности блок-схемы алгоритмов (примеры приведены в этой статье) характеризуется выполнением от начала и до конца сверху вниз. В таком случае автомат выполняет предписанные ему операции шаг за шагом. Каждое действие обрабатывается процессором. Кроме вычислений, он при необходимости приказывает записывающей/считывающей головке, куда и что необходимо записать и откуда считать. Конечный результат записывается в ячейки памяти, каждая из которых имеет свой индекс и хранит свою константу.

Разветвляющиеся алгоритмы

На практике линейный тип встречается крайне редко. Зачастую необходимо организовать последовательность, которая в зависимости от заданных условий протекает по той или иной ветви. Блок-схема алгоритма разветвленного типа содержит элемент «Решение», благодаря которому выполняется проверка определенного условия, и чем их больше, тем больше ветвей у последовательности.

Блок-схемы алгоритмов: примеры

Рассмотрим, каким образом функционирует разветвленный алгоритм. В качестве примера возьмем функцию: z = y/x. Из условия видно, что данное уравнение обладает одним ограничением - на нуль делить нельзя. Так что необходимо исключить данное решение и предупредить пользователя о возникшей ошибке. Сначала составляется блок-схема алгоритма. Она будет состоять из семи блоков. Первый графический символ - «Начало», второй - «Ввод», здесь следует задать значения Х и Y. Затем следует блок «Решение», в нем проводится проверка условия: Х=0. В данном случае автомат проводит сверку с ячейкой константой, если вводимое значение совпадет с ней, то решение алгоритма пойдет по ветви «Да». В таком случае управление передается четвертому блоку, и автомат выдает «ошибку», работа заканчивается в седьмом символе «Конец». Если результат проверки отрицательный, тогда в пятом графическом символе осуществляется процесс деления и определяется значение Z. В шестом блоке выводится результат на экран.

Циклические алгоритмы

Зачастую при решении задач необходимо повторять выполнение какой-либо операции по одной и той же зависимости при различных значениях переменных и производить неоднократный проход по одному и тому же участку схемы. Такие участки принято называть циклами, а алгоритм - циклическим. Использование данного метода существенно сокращает саму последовательность. принято делить на два типа: с наперед неизвестным и наперед известным количеством таких проходов.

Пример решения разветвляющегося алгоритма

Рассмотрим пример, в котором дана блок-схема алгоритма с наперед неизвестным количеством проходов. Для этого следует решить задачу - указать наименьшее число членов ряда сумма которых превышает число К. Такая блок-схема алгоритма состоит из восьми символов. Вначале вводим значение числа К (№2). Затем в блоке 3 переменная П получает значение «единица», это значит, что с него начнется отсчет натуральных чисел. А накопительная сумма С в начале получает значение «нуль». Далее управление передается в пятый блок, где происходит выполнение команды: С=С+П. То есть происходит суммирование значений ячеек С и П, и результат перезаписывается в С. После сложения первого члена данной последовательности в блоке №6 осуществляется проверка условия - не превышает ли сумма заданное число К? Если условие не выполнено, тогда управление передается четвертому блоку, где к переменной П прибавляется единица и осуществляется переход снова к блоку №5. Данная процедура будет происходить до тех пор, пока не выполнится условие: С>К, то есть накапливаемая сумма превысит заданное значение. Переменная П является счетчиком цикла. Далее происходит переход к блоку №7, где отпечатываются результаты работы.

Алгоритмы, содержащие структуры вложенных циклов

Часто при алгоритмическом решении поставленной задачи возникает потребность создания цикла, который содержит в своем теле другой цикл. Это считается нормой. Такие элементы называют структурами вложенных циклов. Их порядок может быть достаточно большим. Он определяется методом, благодаря которому достигается решение необходимой задачи. Например, при обработке как правило, строится блок-схема алгоритма без вложения циклов. И тем не менее в ряде случаев при решении подобных задач возникает необходимость выбора именно такого варианта решения. Следует отметить, что все вложенные циклы, включая первый (наружный), должны содержать счетчики с разными именами. Вне пределов своего цикла они могут использоваться в качестве обычных переменных.

Вспомогательные алгоритмы

Данный тип последовательности является аналогом языковой подпрограммы. Вспомогательный алгоритм имеет имя и параметры, которые называют формальными. Имя дается для того, чтобы отличать его в ряду других, а параметры выполняют роль выходных и входных математических функций. Их выбирают таким образом, чтобы был исчерпан полный набор необходимых величин. Часто один и тот же формальный параметр оказывается одновременно и входным, и выходным. Например, в таком алгоритме на вход может подаваться массив для обработки. А в результирующей части он может быть представлен в измененном виде в качестве выходного параметра. Среди алгоритмов вспомогательного типа различают функции и процедуры.

Декомпозиция алгоритма

Под этим термином понимают разложение общей схемы алгоритма на вспомогательные (функции и процедуры) и головной. Этот метод весьма прост, когда алгоритм задан блок-схемой - сначала из него вычленяют участки, отвечающие за основную работу. Наиболее сложные этапы оформляются как функции и процедуры верхнего уровня. Далее их делят на элементарные участки низкого уровня. Здесь работает принцип «от сложного к простому». Это проводится до тех пор, пока алгоритм не будет разобран на Обычно решение декомпозиции последовательности состоит из трех главных этапов: ввода данных, вывода отсортированного массива. Первый и последний этапы вследствие их элементарности не нуждаются в разложении, поэтому их выполняют в головном алгоритме. А вот второй является весьма сложным самостоятельным фрагментом вычислений, поэтому его обычно выводят в отдельный блок. Этапы сортировки, в свою очередь, делятся на две части: установления необходимости проведения процедуры (N-1)-кратного прохода по заданному массиву и нахождения наименьшего элемента в рассматриваемом фрагменте массива с последующей перестановкой его с начальным элементом участка. Так как последний этап неоднократно повторяется, то его оформляют как отдельную процедуру.

8.2. Блок-схемы алгоритмов

При описании алгоритмов давно и успешно используются блок-схемы (Basic Flowchart). Построение блок-схем алгоритмов регламентируется ГОСТ 19.701-90 (ИСО 5807-85) "Единая система программной документации. Схемы алгоритмов программ, данных и систем. Условные обозначения и правила выполнения" . Данный государственный стандарт составлен на основе международного стандарта "ISO 5807-85. Information processing – Documentation symbols and conventions for data, program and system flowcharts, program network charts and system resources charts".

Согласно ГОСТ 19.701-90 под схемой понимается графическое представление определения, анализа или метода решения задачи. С помощью схем можно отобразить как статические, так и динамические аспекты системы. Символы, приведенные в государственном стандарте, могут использоваться в следующих типах схем :

Схемы данных – определяют последовательность обработки данных и их носители;

Схемы программ – отображают последовательность операций в программе (по сути, это и есть блок-схемы алгоритмов в традиционном понимании);

Схемы работы системы – отображают управление операциями и потоки данных в системе;

Схемы взаимодействия программ – отображают путь активации программ (модулей) и их взаимодействие с соответствующими данными;

Схемы ресурсов системы – отображают конфигурацию блоков данных и обрабатывающих блоков.

Как видно из приведенных выше типов схем, они могут использоваться не только для моделирования поведенческого аспекта, но и для задач функционального, информационного и компонентного проектирования.

При построении поведенческой модели системы используются основные принципы структурного подхода – принципы декомпозиции и иерархического упорядочения. Поведенческая модель представляет собой набор взаимосвязанных схем (диаграмм) с разным уровнем детализации, причем с каждым новым уровнем детализации система приобретает все более законченные очертания.

На схемах могут присутствовать следующие элементы графической нотации :

Символы данных – указывают на наличие данных, вид носителя или способ ввода-вывода данных;

Символы процесса – указывают операции, которые следует выполнить над данными;

Символы линий – указывают потоки данных между процессами и/или носителями данных, а также потоки управления между процессами;

Специальные символы – используются для облегчения написания и чтения схем.

Кроме деления по смысловому содержанию, каждую категорию символов (кроме специальных) делят на основные и специфические символы. Основной символ используется в тех случаях, когда точный вид процесса или носителя данных неизвестен или отсутствует необходимость в описании фактического носителя данных (процесса). Специфический символ используется в тех случаях, когда известен точный вид процесса или носителя данных и это необходимо отобразить на схеме. В следующей таблице приводятся элементы графической нотации блок-схем.

Таблица 8.1. Условные обозначения на блок-схемах

№ п/п Символ Наименование Примечания
1. СИМВОЛЫ ДАННЫХ
Основные
1.1 Данные Данные, носитель которых не определен
1.2 Запоминающее устройство (ЗУ) Данные, хранимые в виде, пригодном для автоматической обработки, носитель не определен
Специфические
1.3 ОЗУ Данные, хранящиеся в ОЗУ (оперативная память)
1.4 ЗУ с последовательным доступом Данные, хранящиеся на магнитной ленте (магнитная лента, магнитофонная кассета)
1.5 ЗУ с прямым доступом Данные, хранящиеся на жестких или гибких магнитных дисках, CD, DVD, ZIP и т.д.
1.6 Документ Данные, представляемые не в компьютерном виде (на бумаге, на пленках и т.д.)
1.7 Ручной ввод Данные, вводимые вручную с помощью клавиатуры, мыши, светового пера и т. д.
1.8 Карта Данные на перфокартах, магнитных картах, картах со считываемыми метками и т.д.
1.9 Бумажная лента Данные на бумажной ленте
1.10 Дисплей Данные, отображаемые на экране монитора, сигнальные индикаторы и т.д.
2. СИМВОЛЫ ПРОЦЕССА
Основной
2.1 Процесс Элементарная (атомарная) операция по обработке данных (например, n:=n+1)
Специфические
2.2 Предопределенный процесс (процедура) Процесс, состоящий из операций, описанных в другом месте (на другой схеме)
2.3 Ручная операция Операция, выполняемая вручную
2.4 Подготовка Подготовительные операции, выполняемые с целью модификации последующих операций (цикл с параметром )
2.5 Решение Операция с одним входом и несколькими альтернативными выходами, один из которых активизируется после проверки условия, записываемого внутри символа (операторы If-Then-Else или Case)
2.6 Параллельные действия Параллельное выполнения двух и более операций
2.7 Границы цикла Начало и конец цикла. Особенности работы цикла (инициализация, приращение, условие) записывается в начале или конце, в зависимости от того, где осуществляется его проверка (циклы с пред- или постусловием)
3. СИМВОЛЫ ЛИНИЙ
Основной
3.1 Линия Поток данных или управления
Специфические
3.2 Канал связи Передача данных по каналу связи
3.3 Пунктирная линия Альтернативная связь между двумя и более символами или для обводки комментируемого участка схемы
4. СПЕЦИАЛЬНЫЕ СИМВОЛЫ
4.1 ГОСТ Соединитель Используется для обрыва линий и их продолжения в другом месте.
Обычно используется для обозначения взаимосвязанных частей схемы на разных листах. Внутри соединителя пишется номер соединения
ИСО
4.2 Терминатор Выход во внешнюю среду или вход из внешней среды (начало и конец процесса обработки данных [в этом случае внутри пишут "начало" или "конец"], источник или пункт назначения данных, начало и конец работы предопределенного процесса)
4.3 Получатель – отправитель По функциональному назначению аналогичен символу "Терминатор"
4.4

Блок-схема является графическим представлением алгоритма решения задачи. Блок-схема никак не связана с каким-либо языком программирования. Таким образом все выражения в блоках блок-схемы записываются по правилам обычной математики.

В блок-схемах нельзя использовать элементы языка программирования.

Назначение блоков

Наименование Обозначение Функция
Терминатор Элемент отображает выход во внешнюю среду и вход из внешней среды (наиболее частое применение − начало и конец программы). Внутри фигуры записывается соответствующее действие.
Процесс Выполнение одной или нескольких операций, обработка данных любого вида (изменение значения данных, формы представления, расположения). Внутри фигуры записывают непосредственно сами операции, например, операцию: a:= 10 b + c
Решение
(блок-условие)
Отображает решение или функцию переключательного типа с одним входом и двумя или более альтернативными выходами, из которых только один может быть выбран после вычисления условий, определенных внутри этого элемента. Вход в элемент обозначается линией, входящей обычно в верхнюю вершину элемента. Если выходов два или три, то обычно каждый выход обозначается линией, выходящей из оставшихся вершин (боковых и нижней). Если выходов больше трех, то их следует показывать одной линией, выходящей из вершины (чаще нижней) элемента, которая затем разветвляется. Соответствующие результаты вычислений могут записываться рядом с линиями, отображающими эти пути.
Предопределённый процесс Символ отображает выполнение процесса, состоящего из одной или нескольких операций, который определен в другом месте программы (в подпрограмме, модуле). Внутри символа записывается название процесса и передаваемые в него данные. Например, в программировании − вызов процедуры или функции.
Данные
(ввод-вывод)
Преобразование данных в форму, пригодную для обработки (ввод) или отображения результатов обработки (вывод). Данный символ не определяет носителя данных (для указания типа носителя данных используются специфические символы).
Граница цикла Символ состоит из двух частей − соответственно, начало и конец цикла − операции, выполняемые внутри цикла, размещаются между ними. Условия цикла и приращения записываются внутри символа начала или конца цикла − в зависимости от типа организации цикла. Часто для изображения на блок-схеме цикла вместо данного символа используют символ условия, указывая в нём решение, а одну из линий выхода замыкают выше в блок-схеме (перед операциями цикла).
Соединитель Символ отображает вход в часть схемы и выход из другой части этой схемы. Используется для обрыва линии и продолжения её в другом месте (для избежания излишних пересечений или слишком длинных линий, а также, если схема состоит из нескольких страниц). Соответствующие соединительные символы должны иметь одинаковое (при том уникальное) обозначение.
Комментарий Используется для более подробного описания шага, процесса или группы процессов. Описание помещается со стороны квадратной скобки и охватывается ей по всей высоте. Пунктирная линия идет к описываемому элементу, либо группе элементов (при этом группа выделяется замкнутой пунктирной линией). Также символ комментария следует использовать в тех случаях, когда объём текста, помещаемого внутри некоего символа (например, символ процесса, символ данных и др.), превышает размер самого этого символа.

Описание других элементов схем можно найти в ГОСТ 19.701 (ссылка на полный текст указана в меню слева).

Пример составления блок-схемы

Пусть требуется вычислить сумму следующего ряда

Для вычисления суммы ряда в программе необходимо выполнить следующие действия:

  1. Описать переменные, которые будут использоваться для хранения текущего значения суммы, текущего значения счетчика элементов цикла, а также общего количества суммируемых элементов.
    Примечание: это действие необходимо только для определения количества переменных, которые потребуются алгоритму и потому в блок-схеме эти действия никак не учитываются.
  2. Получить у пользователя число элементов ряда, которые следует просуммировать, то есть ввести данные в программу.
  3. Обнулить переменную, которая будет хранить сумму ряда.
  4. Инициализировать счетчик цикла начальным значением.
  5. Рассчитать значение элемента ряда с номером, равным текущему значению счетчика и прибавить получившееся значение к значению переменной-суммы.
  6. увеличить значение счетчика на единицу.
  7. Если значение счетчика меньше количества суммируемых элементов, которое задано пользователем, то перейти к выполнению пункта 5.
  8. Вывести значение суммы.

Это текстовая запись алгоритма. Теперь реализуем ее в виде графической схемы (блок-схемы).

Если вы не занете при помощи чего создавать блок-схемы, то рекомендуем ознакомиться со следующей статьей: