Волшебные константы. Константы в PHP Php создание константы

Всем доброго времени суток. На связи Алексей Гулынин. В прошлой статье мы разобрали оператор эквивалентности в PHP . В данной статье я бы хотел рассказать о константах в PHP . В школе вы не раз встречали константы, например "число PI" или из физики универсальная газовая постоянная (R). Константы один раз определяют и они уже не меняются . Тоже самое касается констант в программировании, т.е. мы один раз определяем константу и она больше не меняется в коде программы. Константами могут быть различные математические величины, пути до файлов.

Чем константа отличается от переменной:

1) Её определяют один раз и нигде больше нельзя присвоить значение,
2) Чтобы к ней обратиться, не нужно ставить знак "$" перед ней (здесь есть минус — теперь мы не можем использовать имя константы в текстовой строке).
Давайте выведем константу "PI":

Константы бывают двух типов: определяемые интерпретатором и определяемые пользователем :

Примеры констант, определяемых интерпретатором:

1) __FILE__ — хранит имя файла, в котором находится тот код, который сейчас выполняется,
2) PHP_VERSION — версия интерпретатора PHP,
3) PHP_OS — версия операционной системы, под которой работает PHP.

Наберите следующий код и посмотрите, какие константы ещё бывают:

Можно определять свои собственные константы, делается это с помощью оператора define . Давайте определим 2 константы:

"; echo Const2; ?>

В данном случае у нас выведутся значения данных констант.

По умолчанию регистр символов в имени константы учитывается, его можно отключить с помощью необязательного третьего параметра, например так:

"; echo neW1; ?>

Вы увидите, что всё работает (в предыдущем примере работать не будет, так как там учитывается регистр букв).

Обратите внимание на кавычки, в которых пишется имя константы. Это обязательно нужно делать. Также нельзя создавать константы с одинаковыми именами.

В PHP можно проверить существует константа или нет с помощью функции defined(имя константы) . Давайте разберем на примере, чтобы стало понятно:

Наберите данный пример и посмотрите, что будет.


Переменная - это некая сущность, содержащая данные. Если тип данных это общее описание формата хранимых данных и способов работы с ними, то переменная представляет собой конкретный блок памяти компьютера. В этом блоке хранится значение переменной , а обратиться к блоку (и к значению) можно по имени переменной .


В PHP имя переменной всегда начинается со знака доллара ($), за которым обязательно должна следовать буква, после которой можно использовать буквы, цифры и знак подчёркивания. Имена чувствительны к регистру символов, т.е. переменные $value, $Value, $VALUE и $VaLuE - четыре РАЗНЫХ переменных, хотя их имя и читается одинаково.

Примеры синтаксически правильных имён переменных:

Пример некорректных имён:

Есть одно общее правило (для всех языков программирования), касающееся именования переменных. Правило очень простое: имена всегда должны быть осмысленными.

Пример плохо читаемого кода

Краткость, конечно, сетстра таланта, но жертвовать простотой восприятия кода ради его компактности - неразумно. Тем более, что длина имени никак не влияет на производительнось скрипта. Но не стоит и впадать в противоположную крайность - давать переменным слишком длинные имена. Если имя должно состоять из двух и более слов - части имени нужно выделять заглавными буквами или разделять подчёркиваниями. Например, имя $strusernameadndomain намного лучше воспринимается в виде $str_UserNameAndDomain .

Пример хорошо читаемого кода

Переменные бывают двух видов: обычные переменные (переменные-значения) и ссылочные переменные . Ключевое отличие между ними заключено в способе обработки данных. При присвоении значения обычной переменной присваиваемое значение полностью копируется, т.е. создаётся новый блок памяти, куда помещается копия исходного значения. При дальнейшей работе все изменения будут отражаться на этой копии, а не на исходных данных.

Ссылочные переменные работают иначе. При присвоении значения ссылочной переменной копируются не данные, а информация о том, где она лежит. В результате получается, что переменная указывает на тот же блок, в котором лежат исходные данные. Теперь если изменить значение ссылочной переменной, то изменится исходное значение.

Рассмотрим пример:

Передача переменных по значению

Для работы с переменными есть в PHP особые функции:

  • isset() - проверяет, была ли объявлена переменная и отличается ли её значение от NULL;
  • empty() - аналог isset()
  • unset() - встроенная функция языка, удаляющая значение переменной и удаляющая саму переменную из списка доступных переменных (уничтожающая переменную).

Область видимости переменных

Очень важная характеристика переменной - её область видимости (область действия), т.е. описание того, из каких мест программы (скрипта) можно прочитать или изменить её значение. Следует всегда помнить, что переменная, объявленная внутри блока программы, видна только в пределах этого блока, а для того, чтобы обратиться к переменной, объявленной снаружи блока, необходимо её особым образом объявить.

Блоками программы в данном случае являются "скрипт", "функция" или "класс". Например:

Вроде бы всё правильно, но - не работает. Почему? Потому что если явно не сказать, что переменная $name внутри функции - это в действительности глобальная переменная $name, то интерпретатор создать временную копию переменной с именем $name и пустым значением. А так как значение пустое (неопределённое), то и результат сложения строк будет неопределён (пуст).

Исправить положение очень легко, достаточно добавить всего одну строку (выделена жирным шрифтом):

global $name; // явно указываем, что надо // использовать глобальную переменную. $fullName = $name . $family; echo "Имя внутри функции: ".$fullName; } echo "Имя ДО вызова функции: ".$name; // результат: "Имя ДО вызова функции: Вася" tryChengeName(" Иванов"); // результат: "Имя внутри функции: Вася Иванов" echo "Имя ПОСЛЕ вызова функции: ".$name; // результат: "Имя ПОСЛЕ вызова функции: Вася Иванов" ?>

В данном примере переменная $name имеет область видимости, равную всему скрипту, а переменная $fullName, объявленная внутри функции, имеет область определения равную этой самой функции. Это значит, при выходе их функции переменная $fullName будет уничтожена, а все попытки прочитать её значение приведут к ошибке.

Примеры работы с классами мы рассмотрим в разделе "Классы и наследование".

Переменные переменные

Да-да, здесь нет ошибки, именно так (двумя словами) называются некоторые переменные в PHP. Смысл в том, что текстовая часть имени переменной (т.е. имя без знака доллара) может сама быть именем. Например:

Настоятельно не рекомендуется пользоваться подобными приёмами без острой необходимости. Код, напичканый такими трюками, очень сложно сопровождать. Особенно это важно при работе с данными, вводимыми пользователями. Главная причина сложностей - неявные зависимости. Например, что случится, если вместо имени "Вася" написать что-то вроде """""_;%//^q"" ? Правильно! Скрипт в большинстве случаев не сможет выполниться! Можно, конечно, добавить кучу проверок на наличие "неправильных" символов, но проще вообще не пользоваться такими трюками.

Константы

Константа - это некая неизменная величина. Константа объявляется одновременно с именем и значением. Для объявления константы служит функция define() , а для определения наличия константы (т.е. была она определена или нет) - функция defined() . Имя константы строится по тем же правилам, что и имена переменных.

Примеры констант:

Отдельный вид констант PHP - так называемые "магические константы". Это системные константы, значение которых определяет и устанавливает интерпретатор. Таких констант немного:

  • __LINE__ Содержит номер текущей строки в текущем файле.
  • __FILE__ Содержит полное имя текущего файла
  • __FUNCTION__ Содержит имя текущей функции.
  • __CLASS__ Содержит имя текущего класса.
  • __METHOD__ Содержит имя текущего метода текущего класса.

Эти константы очень удобны при отладке, но во всех других случаях их лучше не использовать, заменяя на вызовы соответствующих функций.

Константа - это идентификатор (имя) для простого значения. Как следует из названия, их значение не может изменится в ходе выполнения скрипта (кроме магических констант , которые на самом деле не являются константами). Имена констант по умолчанию чувствительны к регистру. По принятому соглашению, имена констант всегда пишутся в верхнем регистре.

Имя константы должно соответствовать тем же правилам именования, что и другие имена в PHP. Правильное имя начинается с буквы или символа подчеркивания, за которым следует любое количество букв, цифр и символов подчеркивания. Регулярное выражение для проверки правильности имени константы выглядит так: ^*$

Возможно определить константы с помощью функции define() зарезервированными или даже некорректными именами, значения которых могут быть (только) получены через функцию constant() . Однако, делать это не рекомендуется.

Пример #1 Правильные и неправильные имена констант

// Правильные имена констант
define ("FOO" , "что-то" );
define ("FOO2" , "что-то ещё" );
define ("FOO_BAR" , "что-то большее" );

// Неправильные имена констант
define ("2FOO" , "что-то" );

// Это верное объявление, но лучше его не использовать:
// PHP однажды может зарегистрировать волшебную константу,
// которая нарушит работу скрипта
define ("__FOO__" , "что-то" );

?>

Замечание : Понятие "буквы" здесь - это символы a-z, A-Z, и другие символы с ASCII-кодами от 128 до 255 (0x80-0xff).

2 years ago

Performance of constants. PHP 7.1.10 32 bits (Opcache active, windows 10 i7-64bits) but apparently the trends is the same with the 5.x

using a constant declared by DEFINE("CNS",value) : 0.63575601577759s
using a constant declared by const CNS=value: 0.61372208595276s
using a variable declared by $v=value: 0.51184010505676s

In average, the use of DEFINE and CONST is around the same with some sightly better performance of CONST instead of DEFINE. However, using a variable is around 10-50% better than to use a constant. So, for a performance intensive task, constant is not the best option.

$p1=microtime(true);
$x=0;
for($i=0;$i<50000000;$i++) {
$x+=CNS;
}
$p2=microtime(true);

14 years ago

An undefined constant evaluates as true when not used correctly. Say for example you had something like this:

settings.php
// Debug mode
define ("DEBUG" , false );
?>

test.php
include("settings.php" );

if (DEBUG ) {
// echo some sensitive data.
}
?>

If for some reason settings.php doesn"t get included and the DEBUG constant is not set, PHP will STILL print the sensitive data. The solution is to evaluate it. Like so:

settings.php
// Debug mode
define ("DEBUG" , 0 );
?>

test.php
include("settings.php" );

if (DEBUG == 1 ) {
// echo some sensitive data.
}
?>

Now it works correctly.

В этой заметке разберемся, в чем разница в объявлении PHP констант с помощью ключевого слова const и функции define() .

Константы в PHP - это «постоянные», значения которых указывается всего один раз и затем не может быть изменено. При попытке изменить значение, оно не изменится и появится PHP заметка: «Constant already defined» (константа уже определена):

Define("FOO", "val"); define("FOO", "val2"); // Notice: Constant already defined echo FOO; //> val

Объявлять константы в PHP можно двумя способами:

// 1 define("NAME", "VALUE"); // 2 const NAME = "VALUE";

У каждого способа есть свои особенности, чтобы их понять, давайте рассмотрим все поэтапно, как и что менялось с каждой версией PHP.

Как создавать константы

PHP меньше 5.3

До 5.3 в PHP, константы можно было определять только через define() . Ключевое слово const появилось с версии 5.3.

Константы могут хранить только скаляры . Скалярные переменные - это переменные с типами integer , float , string и boolean . Типы array , object и resource не являются скалярными.

// скаляры define("FOO", 10); define("FOO", 10.9); define("FOO", "val"); define("FOO", true); // не скаляры define("FOO", array(1)); // константа не установиться и получим Warning define("FOO", (object) array(1)); // константа не установиться и получим Warning

С версии PHP 5.3

Появилось ключевое слово const и теперь константу можно определять еще и с помощью него.

Однако, в const нельзя указать переменную, функцию или какое то выражение, а нужно передавать скаляр «напрямую»:

Const FOO = "val"; // нет ошибок const FOO = $var; // Parse error const FOO = home_url(); // Parse error const FOO = 5 + 10; // Parse error const FOO = "foo"."bar"; // Parse error

Тогда как для define() таких ограничений нет...

Define("FOO", "val"); // нет ошибок define("FOO", $var); // нет ошибок define("FOO", home_url()); // нет ошибок define("FOO", 5 + 10); // нет ошибок define("FOO", "foo"."bar"); // нет ошибок

PHP 5.6

Стало возможным указывать в значения const примитивные PHP выражения (выражения из скаляров):

Const FOO = 1 + 2; const FOO = "foo" . "bar";

Стало возможным хранить массивы в константах:

Const FOO = ; // работает define("FOO", ); // не работает PHP 5.6, работает в PHP 7.0

Разница между define() и const

#1 const должны быть объявлены в верхней области

В отличие define() , const должны быть объявлены в самой верхней области видимости, потому что они определяются при компилировании скрипта. Это значит, что их нельзя объявлять внутри функций/циклов/выражений if или try/catch блоков.

If (1) { const NAME = "VALUE"; // не работает } // но if (1) { define("NAME", "VALUE"); // работает }

#2 const всегда регистрозависима

const всегда регистро-зависима, в то время как define() позволяет сделать регистро-независимые константы:

Define("NAME", "VALUE", true); echo NAME; // VALUE echo name; // VALUE

#3 const понимает только скаляры

Это справедливо только для версий PHP 5.6 и ниже...

const нельзя передать переменные, функции, выражения, а define() можно:

Const FOO = $var; // Parse error const FOO = home_url(); // Parse error define("FOO", $var); // нет ошибок define("FOO", home_url()); // нет ошибок

#4 const может хранить массивы с версии PHP 5.6 а define с PHP 7.0

const FOO = ; // работает в PHP 5.6 define("FOO", ); // не работает PHP 5.6, работает в PHP 7.0
Итоги сравнения

Определять константу почти всегда лучше с помощью define() , потому что тут больше возможностей и меньше вариантов «поймать» ошибку... Исключение - это когда у вас версия PHP 5.6 и вам нужно сохранить массив в константу, тут поможет const .

Константы PHP класса

Объявляются только с помощью const . Правила для них такие как описано выше: принимают только скаляры, не понимают PHP переменные, функции, выражения...

Постоянные класса всегда общедоступны - нет статуса private или protected .

Объявленная константа принадлежит именно классу, она не принадлежит ни одному объекту и является общей на все объекты (экземпляры) класса.

Class My_Class { const NAME = "VALUE"; // начиная с PHP 5.6 можно использовать математические выражения const SEC_PER_DAY = 60 * 60 * 24; function print_name() { // обращение к константе класса внутри метода через self (сам класс) echo self::NAME; } } // обращение к константе вне класса // можно вызывать из глобальной области видимости без инициализации экземпляра класса echo My_Class::NAME;

Константы для классов очень похожи на статические (static) свойства класса.

Class My_Class { const NAME = "VALUE"; static $name = "VALUE";; } echo My_Class::NAME; echo My_Class::$name;

«Волшебные» константы

И в заключении вспомним про особые константы PHP...

В PHP есть девять волшебных констант, которые меняют свое значение в зависимости от контекста, в котором они используются. Например, значение __LINE__ зависит от строки в скрипте, на которой эта константа указана. Все "волшебные" константы разрешаются во время компиляции, в отличии от обычных констант, которые разрешаются во время исполнения. Специальные константы нечувствительны к регистру и их список приведен ниже:

Константа Описание
__LINE__ Текущий номер строки в файле.
__FILE__ Полный путь и имя текущего файла, в котором вызывается константа.
__DIR__ PHP 5.3.0. Директория файла, в котором используется константа. То же самое что dirname(__FILE__) . Не имеет слэша в конце, кроме корневой директории.
__FUNCTION__ Имя функции.
__CLASS__ Имя класса. Это имя содержит название пространства имен, в котором класс был объявлен (например, Foo\Bar). Также работает в трейтах. При использовании в методах трейтов является именем класса, в котором эти методы используется.
__TRAIT__ PHP 5.4.0. Имя трейта. Это имя содержит название пространства имен, в котором трейт был объявлен (например, Foo\Bar).
__METHOD__ Имя метода класса.
__NAMESPACE__ PHP 5.3.0. Имя текущего пространства имен.
ClassName::class PHP 5.5.0. Полное имя класса (с указанием пространства имен). Также смотрите::class.