Обязательные и необязательные поля при заполнении форм. Поля отмеченные звездочкой обязательны для заполнения Обязательное поле формы

В мире разработки программных продуктов бытует немало мифов и заблуждений. Чтобы двигаться вперед, а не топтаться на месте, их совершенно необходимо разрушить. Сегодня об одном из самых закоренелых заблуждений, которое к тому же достаточно вредное - называется «Миф об обязательном поле».

Речь пойдет о практически любых системах, использующих для ввода информации формы. Обязательное поле - это поле формы, без заполнения которого система не примет у вас информацию. Среди подавляющего большинства разработчиков ПО бытует мнение, что обязательными полями должны быть:

  1. Все необходимые с точки зрения предмета поля (например, ФИО и дата рождения человека, если речь о паспортном столе);
  2. Все необходимые для функционирования системы поля (те, без которых не будут работать алгоритмы - например, дата, с которой начинается предоставление услуг, чтобы делать по ним начисления);
  3. Важные поля - такие, которые не необходимо, но желательно заполнить (например, обоснование вносимого изменения) - с той мотивацией, что пусть лучше пользователь попотеет, когда не нужно, чем забудет ввести значение, когда будет нужно.
Как видите, тут целый комплекс мифов, развеивать которые нужно скрупулезно и планомерно. Поэтому начнем с двух других заблуждений.

Традиционно программисты считают, что делают одолжение всему остальному миру, создавая для них такой замечательный продукт, как «подставьте любое название продукта». Их программа - это чуть ли не платоновский эйдос, чистейшая абстракция, математическая формула, вычислимая, естественно, строго на наборе параметров из своей области определения. С этой точки зрения обязательные поля - та досадная мелочь, которую приходится вставлять, чтобы обучить глупых и неотесанных пользователей, как правильно вводить информацию в систему, с которой они получили честь работать.

Считается также, что некорректные (неполные) данные настолько страшны, что даже хранить их в базе данных уже некорректно. Ну и лень, разумеется - с точки зрения разработчика легче проверить корректность данных на этапе ввода и послать пользователя перепроверять свои данные, чем писать обработку ошибок там, где в системе эти данные будут реально использоваться.

Что на это имеет сказать современная наука проектирования взаимодействия с пользователем? Во-первых, стало ясно (уж не знаю, кому и когда, но достаточно давно точно, см. и ), что все-таки программы разрабатываются для пользователей. В этом смысле программист уже не диктует условия, а скромно создает сугубо утилитарный продукт, инструмент, которым будут пользоваться люди для решения своих задач и достижения своих целей. Как утюг - если тебе нужно что-то погладить, ты его включаешь. Если он будет вместо того, чтобы гладить, модально предлагать скачать обновления из интернета, понятно, куда такой утюг полетит. Алан Купер рекомендует представлять пользователей вашего продукта как очень умных, но очень занятых людей. Они, мол, не тупые и поймут, как вашим продуктом пользоваться, главное, вы только не вставайте у них на пути.

Я вообще считаю, что каждому программисту (дизайнеру, менеджеру, аналитику) следует проделать медитацию, упомянутую Сергеем Бодровым-мл.:

Ты становишься на углу оживленной улицы и представляешь, что тебя здесь нет. Вернее, тебя нет вообще. Пешеходы идут, сигналят машины, открываются двери магазинов, сменяются пассажиры на остановке. То есть в принципе мир продолжает жить и без тебя. Понимать это больно. Но важно...
Я, конечно, вовсе не хочу сказать, что программист - профессия ненужная, я сам программист и совсем так не считаю. Просто это неблагодарная профессия. Никто не придет и не похвалит за хорошо реализованный алгоритм. Если программа хороша, ей будут пользоваться без дополнительных вопросов. Так и должно быть, просто, чтобы быть программистом, надо к этому привыкнуть. А эти вот люди, которые идут по улице и сменяются на остановке - это ваши пользователи. Они используют вещи так, как они им нужны. В том числе и ваш продукт. Без вас. Они ничего о вас не знают, не хотят знать и никогда не узнают. Сергею Витальевичу, когда он в полярной тундре пытается вбить в систему снятые со счетчика показания, совершенно не интересно, почему система говорит ему, что сперва требуется указать какой-то там тип тарификации, даже если в момент проектирования вам казалось, что без типа тарификации ну уж никак не обойтись. А что касается примера про утюг, скачивающий обновления, то он взят совсем не из пальца - обратите внимание, как ведет себя при включении браузер Файерфокс.

Тут вообще будет что-нибудь про обязательные поля, спросит хабраюзер? Как раз сейчас начнется.

Штука в том, что реальный наш мир - это не математическая модель, параметры которой известны в любой момент времени. Для реальной жизни характерна скорее нехватка информации, чем ее наличие. У человека, заполняющего форму, требуемых данных может не быть - и не быть их может во всех обозримых пределах досягаемости, то есть не быть ваще. Эту проблему нельзя решить, просто сделав поле обязательным - значение из воздуха не возьмется. Вводя на формах обязательные поля в угоду целостности и полноте данных, мы на самом деле мешаем пользоваться системой . Столкнувшись с такой ситуацией, пользователь либо не станет заполнять форму (и не сможет работать с системой вовсе), либо заполнит недостающие данные рыбой - выдуманными или бессмысленными данными. И это свидетельствует не о том, что пользователь плохой или плохо старался, а лишь о том, что разработанная система недостаточно гибка для использования в условиях реального мира. То, что произошло во втором случае (ввод рыбы) - это вообще обман. Разработчик системы может сколько угодно делать вид, что все в порядке, но на самом деле в этом обмане виноват именно он. Причем непонятно, кто и что вообще выиграл - пользователь поимел головную боль, а в систему попали некорректные данные. Да попали так, что обнаружить, отфильтровать или подчистить их автоматически уже невозможно - в отличие от случая, если бы пользователь просто указал, что информация отсутствует.

Что же делать? Делать нужно хорошие программы. А именно, да, таки не ставить целостность схемы БД во главу угла, а ставить туда цели и задачи пользователей. Другими словами, принимать у пользователя неполные, а в некоторых случаях и некорректные данные, естественно, с возможностью исправить их в будущем. Вопреки заблуждению (да, еще одному) это возможно, это не так сложно и это даже работает. Кроме этого, нужно еще каким-то образом помогать, подсказывать пользователю, где, каких данных и для чего ему не хватает. Чтобы он видел и контролировал ситуацию.

Сколько обязательных полей должно быть на форме? В идеале, ноль. Всегда ли такое возможно? Для меня одним из примеров высшего пилотажа является операция создания папки в Виндоус. Казалось бы, уж меньше одного поля тут не сделаешь, однако нет, они умудрились реализовать создание так, что система не спрашивает ничего - даже несмотря на то, что технические ограничения не позволяют системе создать папку без имени. Это идеал, к которому нужно стремиться.

Естественно, система должна быть минимально умной, спрашивая у пользователя только то, что имеет отношение к задачам пользователя, а не к потребностям самой системы. Система как инструмент, помните? Как раз про пример с Файерфоксом - Гугл Хром, например, решил проблему Файерфокса, обновляясь тихонько в тот момент, когда пользователь его перезагружает. Пользователю об этом знать совсем не нужно - он и не знает. Достойный пример для подражания. Я, признаться, даже сперва не понял, чегой-то он меня ни разу не спрашивал, когда ему обновляться?

Еще был миф о важных полях (это те, которые необязательны, но желательны к заполнению). Здесь все еще проще - принудительно заставить заполнить поле нельзя. Следовательно, хоть помечай поле как обязательное, хоть не помечай - все равно напишут рыбу, чушь, отписку, если не захотят заполнять. Интерфейсного решения у этой проблемы нет. Важность полей нужно доносить до сотрудников на местах. А разработчику пометить поле как необязательное. И позволить редактировать.

Литература:

  1. Алан Купер об интерфейсе. Основы проектирования взаимодействия. Символ-Плюс, 2009 г.
  2. Джеф Раскин. Интерфейс: новые направления в проектировании компьютерных систем. Символ-Плюс, 2005 г.

UPD: В комментариях и понятнее сформулировали основную мораль топика: речь о системе черновиков, о снятии требования ввести все данные сразу и непротиворечиво. То есть да, делать необязательными даже те поля, без которых система не будет работать. Естественно, она и не будет работать, но пусть хотя бы данные похранит.

UPD #2: Уточню еще одну вещь, которую я сам не осозновал ясно, когда писал топик. Я не обсуждаю здесь вопросов уместности тех или иных полей на форме (это важная, но все-таки немного другая тема, чем та, которую мне хочется донести). Я скорее предлагаю переосмыслить саму концепцию ввода информации с помощью форм, тот традиционный подход, когда нужно заполнить всю форму сразу и корректно. Вместо этого я предлагаю промежуточное состояние (неполное, некорректное, противоречивое) тоже позволять сохранять в БД, явным образом помечая такое состояние как неполное/некорректное/противоречивое . Таким образом все ситуации «я сейчас знаю не все, но завтра, может быть, узнаю», которые традиционно решаются записыванием на бумажку, можно обрабатывать с помощью информационной системы. Естественно, такие данные не нужно пускать в бизнес-процесс в силу их некорректности - тут все остается как раньше. Они просто полежат в БД до лучших времен - не пригодятся, ну и бог с ними.

13 января 2011 в 01:09
  • Интерфейсы
  • Перевод

Веб-формы играют большую роль в ежедневном использовании интернета. Если вы разрабатываете веб-сайты, то скорее всего они в них присутствуют: будь то простая форма обратной связи или навороченное веб-приложение. Вот несколько советов, которые помогут создавать удобные в использовании формы.

1. Четко выделяйте обязательные для заполнения поля

Когда пользователь отправляет заполненную форму и потом узнает, что пропустил обязательные поля - это раздражает.
Общепринято выделять обязательные поля звездочкой (*) рядом с их названием. Явное обозначение того, что поле требуется заполнить или нет, является правильным решением.

На форме регистрации Zappos.com обязательные поля выделены звездочкой (*). Необязательные поля так же явно обозначены.

2. Используйте удобные и подробные сообщения об ошибках

Я уверен, что вы ненавидите ситуации, когда при неправильном заполнении формы появляются уведомления об ошибке, говорящие: “Вы должны заполнить все необходимые поля”, вместо того, чтобы сообщить более подробные сведения, например: “Вы забыли заполнить адрес электронной почты”.
Использование проверки достоверности введенных данных в реальном времени является хорошим решением. Например, сразу после заполнения адреса электронной почты, веб-форма должна проверить правильность введенного формата, и если что-то не так, то немедленно уведомить об этом пользователя.

3. Используйте проверку формата данных на стороне клиента (JavaScript)

Использование JavaScript проверки данных экономит время пользователя, а также снижает нагрузку на веб-сервер, освобождая его от обработки входящих значений полей формы. Проверка на стороне клиента позволяет пользователям видеть, что они сделали ошибку только что, а не после отправки формы. Это справедливо для любых полей, которые не связываются с вашей базой данных. Такие например, как проверка формата адреса электронной почты или количество цифр в номере телефона.

Форма регистрации на SurveyGizmo дает знать, если формат введенного вами адреса электронной почты неверный.

4. Визуально выделяйте заполняемые поля, чтобы пользователь не потерялся

Убедитесь в том, что визуально можно определить какое именно поле пользователь заполняет в данный момент. Это можно реализовать с помощью селектора псевдо-класса focus: в CSS.

Веб-форма на Wufoo визуально выделяет активные элементы цветом фона.
Как минимум реализуйте выделяемую границу для полей - по умолчанию это сделают за вас браузеры, но убедитесь что цвет отличается от дизайна сайта (фона).

Google Chrome выделяет активный элемент желтой рамкой. Firefox светло голубой.

5. Показывайте результаты прогресса

Если ваша веб-форма объемная и состоит из нескольких страниц (или имеет несколько шагов), убедитесь что пользователь постоянно получает сведения о ходе выполняемых действий, о том, сколько еще времени может ему понадобиться для заполнения. Такое часто встречается в случаях онлайн-опроса (исследования) с множеством вопросов или в процессе оформления заказа в интернет магазине.
Все что нужно, это писать “Шаг 4 из 5” или что-то в этом роде. Если пользователи будут продолжают нажимать кнопку “продолжить”, четко не понимая когда будет последний шаг, то они прекратят заполнение формы раньше, чем вы можете предположить.

Оформление заказа на Amazon имеет 4 страницы. Форма сообщает где вы сейчас и сколько еще осталось до завершения.
Конечно лучшей альтернативой было бы сократить вашу веб-форму - если этого сделать нельзя, то хотя бы дайте пользователю информацию о том, насколько он близок от завершения выполняемых действий.

6. Периодически сохраняйте (кешируйте) данные формы

На формах с несколькими страницами или шагами часто можно допустить ошибку. Для избежания потери данных необходимо реализовать способ сохранения введенной пользователем информации для каждой сессии. Это повышает надежность и процент того, что форма будет заполнена даже после таких ситуаций, когда пользователь уходит с данной страницы (например нажимает кнопку назад в браузере). Необходимость заново заполнять все поля формы может заставить пользователя уйти.

7. Не используйте стандартный текст “Submit” (отправить)

Вместо того, чтобы ваша кнопка на форме называлась “Submit” (отправить), используйте такой текст, чтобы он напоминал пользователю о его действиях. Например “Зарегистрироваться”, или еще лучше - дайте пользователю узнать о преимуществах после заполнения формы.

На форме регистрации Basecamp текст «Submit» заменили на более полезный.

8. Кнопка “Отменить” заставляет колебаться

Представьте, что вы в магазине покупаете новую рубашку и продавец спрашивает у вас: “Вы действительно хотите именно эту рубашку?”. Вы все равно ее купите? Скорее всего нет. Возможно вы будете сомневаться, думая что продавец посчитал рубашку неподходящей.
Тоже происходит и с веб-формами: использование кнопки “отменить” может заставить ваших пользователей дважды подумать о том, что они заполняют.

9. Показывайте пользователям поля в правильном формате

Если вы спрашиваете у пользователей определенную информацию - такую как номер телефона или кредитной карты - дайте им им знать, что вы ожидаете. Если пароль должен иметь определенное количество знаков или он должен содержать определенный набор символов, четко описывайте эти требования. Это снижает неясность и ускоряет процесс заполнения.

Форма регистрации Geico предоставляет однозначные инструкции о том, в каком формате ожидаются вводимые данные.

10. Одноколоночная форма - лучшее решение

В соответствии с исследованием движения глаз от cxpartners, дизайн агенства по изучению пользовательского взаимодействия, сканирование формы вниз предпочтительнее, чем слева направо. Это уменьшает количество движения глаз, которое нужно совершить для заполнения формы.
Одноколоночная форма
Форма регистрации Backpack имеет одноколоночную форму.
Форма с несколькими колонками

Казалось бы в дизайне полей ввода нет ничего сложного: рисуй пустые прямоугольники для ввода данных, все остальное пользователь сделает сам. Однако все не так просто. По объему статьи видно, что правил и особенностей довольно много. Пользователя нужно аккуратно «провести за ручку», все показать, объяснить и помочь. Тогда и только тогда мы сможем получить от него желанные данные. Ну что ж, летс старт!

7+ правил полей ввода

Самое основное правило, как и везде, ставьте себя на место посетителя. Все ли понятно? Можно ли с первого взгляда осознать что нужно ввести в поле? Адекватно ли реагирует поле на введенную информацию?

Пишите описания и подсказки

Подсказки и описания нужны чтобы показать какие данные нужно вводить, как правильно их ввести и как сайт будет использовать эту информацию в дальнейшем.

Есть несколько типов подсказок:

1) Иконки

Иконки - универсальный визуальный язык. Они помогают понять что вводить даже при беглом просмотре. И да, иконки - это дизайнерский фетиш =)

Однако не следует забывать и что их всегда нужно пояснять.

2) Примеры

Самый просто способ рассказать как заполнить поле - показать пример. Пример примера: «[email protected]»

3) Объяснения

Этот тип описаний служит для объяснения как сайт будет использовать данные и для чего они нужны. Например: «Почта нужна нам для уведомления вас о статусе заказа. Мы не будем слать спам».

Используйте маски

Для полей, где требуется определенным образом отформатированные данные (например, номер банковской карты или номер телефона) следует использовать маски. Таким образом мы перекладываем работу по форматированию информации с плеч посетителя на бездушную машину.

Приведу примеры различных масок:

Выделяйте обязательные поля

Если среди необязательных полей есть поля обязательные для заполнения, то их следует выделять среди прочих и делать акцент на обязательности заполнения. Как правило обязательные поля показывают значком звездочки - *.

Все обязательные поля лучше группировать вместе и располагать их в начале формы.

В примере выше, кстати, также показаны 2 типа подсказок: примеры и объяснения.

Фокус и клавиатура

Активное поле, в котором установлен курсор должно иметь отличительный признак. Как правило, браузеры самостоятельно подсвечивают активные поля. Однако не стоит оставлять все на откуп случая и самостоятельно проверять работоспособность этой функции.

При загрузке страницы первое поле ввода должно автоматически становится активным. Как бы приглашая к заполнению всей формы. При заполнении формы должна быть возможность переключения между полями ввода без использования мыши. Обычно это происходит по нажатию кнопки Tab.

При использовании подсказок с автозаполнением (например, в поиске) должна быть возможность выбора пункта стрелками и подтверждения его по нажатию клавиши Enter.

При вводе секретных данных (например, пароля) должна быть возможность спрятать и показать эти данные по желанию пользователя.

Используйте уже введенные данные

Поля ввода должны помнить то, о чем забывают обычные люди. Невежливо спрашивать одну и ту же информацию дважды. Если вы когда то подписывались на рассылку сайта, то при регистрации сайт должен вспомнить вас и ввести вашу почту в соответствующее поле.

Группируйте поля ввода

Для удобства заполнения похожие поля лучше группировать вместе. Например, поля с вводом личной информации (имя, фамилия, почта) - это один блок, поля с адресом доставки - это другой блок.

Помните о размере поля

Размер поля в большинстве случаев служит для оценки объема данных, которые требуются от пользователя. Т.е. там где нужно вводить длинный адрес - поле большое. Так где нужен 6-значный индекс - поле маленькое.

В заключение

Дизайн полей ввода не так прост как кажется на первый взгляд. Нужно помнить много нюансов и постоянно задавать себе вопрос: «все ли будет понятно пользователю?»

Многие дотошные ребята скажут, что правил получилось вовсе не 7 (а кто-то даже и не заметил, ха-ха-ха). Однако многие правила небольшие, поэтому я посчитал их за половину. И вообще мне просто нравится цифра 7 =)

ПОЛОЖЕНИЕ

О проведении открытых командно - личных соревнованиях

По пауэрлифтингу и жиму лежа без экипировки,

Г. Подольска и Московской области

1. Цели и задачи

· Соревнования проводятся с целью популяризации пауэрлифтинга в г. Подольске и Московской области

· Воспитания физически развитого подрастающего поколения и пропаганды здорового образа жизни

· Привлечения молодежи к систематическим занятиям физической культуры и спортом

· Создание мотивации у подростков и молодежи к занятию физической культурой

· Повышения спортивного мастерства атлетов г. Подольска и Московской области

· Выявления сильнейших атлетов г. Подольска и Московской области

· Формирование команды для выступления на открытых командных соревнованиях г.Подольска по пауэрлифтингу

2. Дата и место проведения

Соревнования проводятся 16 ноября 2013 года в Дворце культуры 1 мая: Московская обл., г. Климовск, Заводская улица, 3 . О начале соревнований и взвешивании будет сообщено дополнительно (по электронной почте или СМС).

3. Организация и руководство

Общая организация соревнований осуществляется МУ Центр гражданского и патриотического воспитания молодежи «Факел» и тренажерным залом « Good Lift», при участии Подольского отделения ВООВ « Боевое братство» и Благотворительного фонда «Здоровая нация».



Непосредственное руководство осуществляется тренером по атлетической гимнастике МУ "Факел" Поповым С.А., директором тренажерного зала "Good Lift" Яковлевым П.С. и представителем благотворительного фонда "здоровая нация" Работкиным И.Ф.

4. Участники соревнований

К участию в соревнованиях приглашаются заинтересованные организации и учреждения, а также отдельные спортсмены, достигшие 16 летнего возраста, представившие именные заявки для участия в соревнованиях.

Организаторы оставляют за собой право, позже объявить нормативы допуска к соревнованиям, с обязательным уведомлением спортсменов (по электронной почте или СМС).

Организаторы оставляют за собой право, при превышении числа заявок, не позднее 9 ноября 2013 объявить нормативы допуска к соревнованиям, с обязательным уведомлением спортсменов путем размещения информации в открытых источниках, а также рассылок смс- и e-mail – сообщений.

5. Порядок проведения соревнований и условия подачи заявок

Заявки для участия в соревнованиях подавать до 9 ноября 2013 года по электронному адресу: [email protected] или с помощью СМС сообщения на номер +79099250337 (стоимость СМС равняется стоимости СМС сообщения вашего оператора связи).

Внимание! Правильное оформление заявки смотреть в приложении 1.

6. Порядок определения победителей

Внимание! Судейство соревнований производится по правилам IPF (смотрите приложение 2)

Соревнования проводятся в открытой возрастной категории (Open).

в личном первенстве :

Женщины в соревнуются в абсолютной весовой категории, победители (занявшие 1-2-3- места) определяются по формуле Уилкса (Wilks).

Победители у мужчин определяются в категориях до 75кг, до 90кг, до 110кг и свыше 110 по лучшему результату. Победители в абсолютном первенстве (спортсмены, занявшие 1-2-3 места) в троеборье и жиме лежа определяются по формуле Уилкса (Wilks) .

В командном первенстве в зачет идут 4 лучших результата мужчин-членов команды и 1 женский результат

Начисление баллов происходит по следующей схеме:

1 место – 6 очков

2 место – 4 очка

3 место – 3 очка

4 место – 2 очка

5 место – 1 очко

Победителем в командном первенстве признается команда, набравшая максимальное количество баллов среди всех команд.

7. Награждение победителей

Награждение победителей и призеров в личном и командном первенстве, занявших 1-3 места в номинациях, производится памятными грамотами и медалями.

8. Финансирование

Расходы, связанные с организацией, проведением и награждением победителей несут организаторы соревнований, заинтересованные организации и спонсоры. Расходы, связанные с проездом и питанием участников несут командирующие организации. Стартовый взнос не взимается.

Приложение 1

Образец заявки (посылаемой по электронной почте или СМС сообщением):

1. номинация: например, жим лежа или троеборье.

2. название команды или отметить личное *

3. Ф.И.О *–

4. Год рожденья *–

6. разряд *–

7. лучший результат * (за последние 6 месяцев) -

8. возраст* -

9. тренер -

10. контактный телефон (желательно сотовый)* -

Поля отмеченные звездочкой обязательны для заполнения.

Внимание! Все участники в день соревнований, при себе, обязательно должны иметь визы заверенные врачом, и паспорт или удостоверение личности (права, военный билет). Без этих документов спортсмены допускаться к соревнованиям не будут.

Приложение 2

Правила проведения соревнований:

  1. Выступление на соревнованиях происходит без применения экипировки (жимовые майки, комбинезоны, коленные бинты для пауэрлифтинга).
  2. Можно использовать: кистевые бинты, пояса (максимальная ширина пояса – 10 см).
  3. При необходимости можно использовать неподдерживающий бинт (на одну ногу или руку). Неподдерживающие бинты – обычные медицинские бинты. Бинт надо перед использованием предъявить судье.
  4. Выполнение упражнений проводятся по правилам IPF

Приседания (правила и порядок выполнения).

После снятия штанги (ассистенты могут оказать помощь), атлет занимает исходное положение.

После принятия исходного положения атлетом, судья дает команду – ПРИСЕСТЬ.

Атлет приседает так, чтобы верхняя часть поверхности ног у тазобедренных суставов была ниже, чем верхушка коленей. Разрешена, только одна попытка сделать движение вниз.

Атлет должен самостоятельно вернуться в вертикальное положение с полностью выпрямленными в коленях ногами. Двойное вставание («подскакивание», запрещены).

Как только атлет, занимает неподвижное положение, судья дает команду вернуть штангу на стойки – СТОЙКИ.

- Запрещается - Ошибка в соблюдении сигналов старшего судьи при начале или завершении упражнения. Двойное вставание (подскакивание) из нижнего положения приседа или любое движение вниз во время вставания. Ошибка в сгибании ног в коленях и опускании туловища до такого положения, когда верхняя часть поверхности ног у тазобедренных суставов находится ниже, чем верхушка коленей.

Жим, лежа на скамье (правила и порядок выполнения)

Атлет должен лежать на спине, головой, плечами и «целыми» ягодицами соприкасаясь с поверхностью скамьи. Подошва и каблуки его обуви должны соприкасаться с поверхностью помоста или блоков (насколько позволяет форма обуви).

Пальцы рук должны обхватывать гриф, лежащий на стойках, при этом большие пальцы рук располагаются «в замке» вокруг грифа. Это положение должно сохраняться во время

выполнения упражнения. Использование обратного хвата запрещено.

Для обеспечения твердой опоры ног атлет может использовать ровные плиты или блоки не выше 30 см от поверхности помоста.

Расстояние между руками на грифе, которое измеряется между указательными пальцами, не должно превышать 81 см (оба указательных пальца должны быть внутри отметок 81 см).

После снятия штанги со стоек с помощью или без помощи ассистентов атлет должен ждать сигнала старшего судьи с полностью выпрямленными («включенными») в локтях руками.

Сигнал к началу жима должен быть дан сразу же, как только атлет примет неподвижное

положение и штанга будет находиться в правильной позиции. Сигналом для начала упражнения служит команда – СТАРТ.

После получения сигнала атлет должен опустить штангу на грудь и выдержать ее в неподвижном положении на груди (как правило, основание грудины), после чего судья дает команду - ЖАТЬ. Затем атлет должен выжать штангу вверх на прямые руки. После фиксации штанги в этом положении судья дает команду – СТОЙКИ.

- Запрещается – Любая ошибка в соблюдении команд судьи. Любое изменение исходного положение при выполнении упражнения (любой подъем (отрыв) головы, плеч, ягодиц от скамьи или движения ног на помосте или блоках, или передвижение рук по грифу). Любое движение штанги вниз во время выполнения жима. Отсутствие выжимания штанги на полностью выпрямленные руки при завершении упражнения.

6. Тяга (правила и порядок выполнения)

Атлет должен располагаться лицом к передней части помоста. Штанга, которая расположена горизонтально впереди ног атлета, удерживается произвольным хватом двумя руками и поднимается вверх до того момента, пока атлет не встанет вертикально.

По завершении подъема штанги в тяге ноги в коленях должны быть полностью выпрямлены, плечи отведены назад.

Судья дает команду – ВНИЗ.

Любой подъем штанги или любая преднамеренная попытка поднять ее считаются подходом. После начала подъема не разрешаются никакие движения штанги вниз до тех пор, пока атлет не достигнет вертикального положения с полностью выпрямленными коленями. Если штанга оседает при отведении плеч назад, то это не является причиной того, чтобы не засчитывать поднятый вес.

- Запрещается – любое движение вниз, до достижения финального положения. Поддержка штанги бедрами во время подъема вверх. Шаги назад или вперед. Опускание штанги до команды. Выпускание штанги из рук при выполнении команды вниз.

HTML-формы являются элементами управления, которые применяются для сбора информации от посетителей веб-сайта.

Веб-формы состоят из набора текстовых полей, кнопок, списков и других элементов управления, которые активизируются щелчком мыши. Технически формы передают данные от пользователя удаленному серверу.

Для получения и обработки данных форм используются языки веб-программирования, такие как PHP , Perl .

До появления HTML5 веб-формы представляли собой набор нескольких элементов , , завершающихся кнопкой . Для стилизации форм в разных браузерах приходилось прилагать немало усилий. Кроме того, формы требовали применения JavaScript для проверки введенных данных, а также были лишены специфических типов полей ввода для указания повседневной информации типа дат, адресов электронной почты и URL-адресов.

HTML5-формы решили большинство этих распространенных проблем благодаря наличию новых атрибутов, предоставив возможность изменять внешний вид элементов форм за счет CSS3 .

Рис. 1. Улучшенные веб-формы с помощью HTML5

Создание HTML5-формы

1. Элемент

Основу любой формы составляет элемент ... . Он не предусматривает ввод данных, так как является контейнером, удерживая вместе все элементы управления формы – поля . Атрибуты этого элемента содержат информацию, общую для всех полей формы, поэтому в одну форму нужно включать поля, объединенные логически.

Таблица 1. Атрибуты тега
Атрибут Значение / описание
accept-charset Значение атрибута представляет собой разделенный пробелами список кодировок символов , которые будут использоваться для отправки формы, например, .
action Обязательный атрибут , который указывает url обработчика формы на сервере, которому передаются данные. Представляет из себя файл (например, action.php), в котором описано, что нужно делать с данными формы. Если значение атрибута не будет указано, то после перезагрузки страницы элементы формы примут значения по умолчанию.
В случае, если вся работа будет выполняться на стороне клиента сценариями JavaScript, то для атрибута action можно указать значение # .
Также можно сделать так, чтобы заполненная посетителем форма приходила вам на почту. Для этого нужно внести следующую запись:
autocomplete

enctype Используется для указания MIME -типа данных, отправляемых вместе с формой, например, enctype="multipart/form-data" . Указывается только в случае method="post" .
application/x-www-form-urlencoded — тип содержимого по умолчанию, указывает на то, что передаваемые данные представляют список URL-кодированных переменных формы. Символы пробела (ASCII 32) будут закодированы как + , а специальный символ, например, такой как! будет закодирован шестнадцатиричной форме как %21 .
multipart/form-data — используется для отправки форм, содержащих файлы, не-ASCII данные и бинарные данные, состоит из нескольких частей, каждая из которых представляет содержимое отдельного элемента формы.
text/plain — указывает на то, что передается обычный (не html) текст.
method Задает способ передачи данных формы.
Метод get передает данные на сервер через адресную строку браузера. При формировании запроса к серверу все переменные и их значения формируют последовательность вида www.anysite.ru/form.php?var1=1&var2=2 . Имена и значения переменных присоединяются к адресу сервера после знака? и разделяются между собой знаком & . Все специальные символы и буквы, отличные от латинских, кодируются в формате %nn , пробел заменяется на + . Этот метод нужно использовать, если вы не передаете больших объемов информации. Если вместе с формой предполагается отправка какого-либо файла, этот метод не подойдет.
Метод post применяется для пересылки данных больших объемов, а также конфиденциальной информации и паролей. Данные, отправляемые с помощью этого метода, не видны в заголовке URL, так как они содержатся в теле сообщения.
name Задает имя формы , которое будет использоваться для доступа к элементам формы через сценарии, например, name="opros" .
novalidate Отключает проверку в кнопке для отправки формы. Атрибут используется без указания значения
target Указывает окно, в которое будет направлена информация:
_blank — новое окно
_self — тот же фрейм
_parent — родительский фрейм (если он существует, если нет — то в текущий)
_top — окно верхнего уровня по отношению к данному фрейму. Если вызов происходит не из дочернего фрейма, то в тот же фрейм.

2. Группировка элементов формы

Элемент

...
предназначен для группировки элементов, связанных друг с другом, разделяя таким образом форму на логические фрагменты.

Каждой группе элементов можно присвоить название с помощью элемента , который идет сразу за тегом

. Название группы проявляется слева в верхней границе
. Например, если в элементе
хранится контактная информация:

Контактная информация


Рис. 2. Группировка элементов формы с помощью

Таблица 2. Атрибуты тега
Атрибут Значение / описание
disabled Если атрибут присутствует, то группа связанных элементов формы, находящихся внутри контейнера
, отключены для заполнения и редактирования. Используется для ограничения доступа к некоторым полям формы, содержащих ранее введенные данные. Атрибут используется без указания значения —
.
form
в этом же документе. Указывает на одну или несколько форм, к которым принадлежит данная группа элементов. На данный момент атрибут не поддерживается ни одним браузером.
name Определяет имя , которое будет использоваться для ссылки на элементы в JavaScript, или для ссылки на данные формы после заполнения и отправки формы. Является аналогом атрибута id .

3. Создание полей формы

Элемент создает большинство полей формы. Атрибуты элемента отличаются в зависимости от типа поля, для создания которого используется этот элемент.

С помощью css-стилей можно изменить размер шрифта, тип шрифта, цвет и другие свойства текста, а также добавить границы, цвет фона и фоновое изображение. Ширина поля задается свойством width .

Таблица 3. Атрибуты тега
Атрибут Значение / описание
accept Определяет тип файла, разрешенных для отправки на сервер. Указывается только для . Возможные значения:
file_extension — разрешает загрузку файлов с указанным расширением, например, accept=".gif" , accept=".pdf" , accept=".doc"
audio/* — разрешает загрузку аудиофайлов
video/* — разрешает загрузку видеофайлов
image/* — разрешает загрузку изображений
media_type — указывает на медиа-тип загружаемых файлов.
alt Определяет альтернативный текст для изображений, указывается только для .
autocomplete Отвечает за запоминание введенных в текстовое поле значений и автоподстановку их при последующем вводе:
on — означает, что поле не защищено, и его значение можно сохранять и извлекать,
off — отключает автозаполнение для полей форм.
autofocus Позволяет сделать так, чтобы в загружаемой форме то или иное поле ввода уже имело фокус (было выбрано), являясь готовым к вводу значения.
checked Атрибут проверяет, установлен ли флажок по умолчанию при загрузке страницы для полей типа type="checkbox" и type="radio" .
disabled
form Значение атрибута должно быть равно атрибуту id элемента в этом же документе. Определяет одну или несколько форм, которым принадлежит данное поле формы.
formaction Задает url файла, который будет обрабатывать введенные в поля данные при отправке формы. Задается только для полей типа type="submit" и type="image" . Атрибут переопределяет значение атрибута action самой формы.
formenctype Определяет, как будут кодироваться данные полей формы при отправке на сервер. Переопределяет значение атрибута enctype формы. Задается только для полей типа type="submit" и type="image" . Варианты:
application/-x-www-form-urlencoded — значение по умолчанию. Все символы кодируются перед отправкой (пробелы заменяются на символ + , специальные символы преобразуются в значения ASCII HEX)
multipart/form-data — символы не кодируются
text/plain — пробелы заменяются на символ + , а специальные символы не кодируются.
formmethod Атрибут определяет метод, который браузер будет использовать для отправки данных формы на сервер. Задается только для полей типа type="submit" и type="image" . Переопределяет значение атрибута method формы. Варианты:
get — значение по умолчанию. Данные из формы (пара имя/значение) добавляются в url-адрес и отправляются на сервер: URL?имя=значение&имя=значение
post — данные формы отправляются в виде http-запроса.
formnovalidate Определяет, что данные полей формы не должны проверяться при отправке формы. Переопределяет значение атрибута novalidate формы. Можно использовать без указания значения атрибута.
formtarget Определяет, где выводить ответ, полученный после отправки формы. Задается только для полей типа type="submit" и type="image" . Переопределяет значение атрибута target формы.


_parent – загружает ответ в родительский фрейм
_top – загружает ответ во весь экран
framename – загружает ответ во фрейм с указанным именем.
height Значение атрибута содержит количество пикселей без указания единицы измерения. Устанавливает высоту поля формы типа type="image" , например, . Рекомендуется одновременно устанавливать как высоту, так и ширину поля.
list Является ссылкой на элемент , содержит его id .Позволяет предоставить пользователю несколько вариантов на выбор, когда он начинает вводить значение в соответствующем поле.
max Позволяет ограничить допустимый ввод числовых данных максимальным значением, значение атрибута может содержать целое или дробное число. Рекомендуется использовать этот атрибут вместе с атрибутом min . Работает со следующими типами полей: number , range , date , datetime , datetime-local , month , time и week .
maxlength Атрибут задает максимальное количество символов, вводимых в поле. Значение по умолчанию 524288 символов.
min Позволяет ограничить допустимый ввод числовых данных минимальным значением.
multiple Позволяет пользователю ввести несколько значений атрибутов, разделяя их запятой. Применяется в отношении файлов и адресов электронной почты. Указывается без значения атрибута.
name Определяет имя, которое будет использоваться для доступа к элементу , к примеру, в таблицах стилей css. Является аналогом атрибута id .
pattern Позволяет определять с помощью регулярного выражения синтаксис данных, ввод которых должен быть разрешен в определенном поле. Например, pattern="{3}-{3}" — квадратные скобки устанавливают диапазон допустимых символов, в данном случае — любые строчные буквы, число в фигурных скобках указывает, что нужны три строчные буквы, после которых следует тире, далее — три цифры в диапазоне от 0 до 9.
placeholder Содержит текст, который отображается в поле ввода до заполнения (чаще всего это подсказка).
readonly Не позволяет пользователю изменять значения элементов формы, выделение и копирование текста при этом доступно. Указывается без значения атрибута.
required Выводит сообщение о том, что данное поле является обязательным для заполнения. Если пользователь попытается отправить форму, не введя в это поле требуемое значение, то на экране отобразится предупреждающее сообщение. Указывается без значения атрибута.
size Задает видимую ширину поля в символах. Значение по умолчанию — 20. Работает со следующими типами полей: text , search , tel , url , email и password .
src Задает url изображения, используемого в качестве кнопки отправки данных формы. Указывается только для поля .
step Используется для элементов, предполагающих ввод числовых значений, указывает величину увеличения или уменьшения значений в процессе регулировки диапазона (шаг).
type button — создает кнопку.
checkbox — превращает поле ввода во флажок, который можно установить или очистить, например,
У меня есть автомобиль
color — генерирует палитры цветов в поддерживающих браузерах, давая пользователям возможность выбирать значения цветов в шестнадцатеричном формате.
date — позволяет вводить дату в формате дд.мм.гггг.
День рождения:
datetime-local — позволяет вводить дату и время, разделенные прописной английской буквой Т по шаблону дд.мм.гггг чч:мм.
День рождения — день и время:
email — браузеры, поддерживающие данный атрибут, будут ожидать, что пользователь введет данные, соответствующие синтаксису адресов электронной почты.
E-mail:
file — позволяет загружать файлы с компьютера пользователя.
Выберите файл:
hidden — скрывает элемент управления, который не отображается браузером и не дает пользователю изменять значения по умолчанию.
image — создает кнопку, позволяя вместо текста на кнопке вставить изображение.
month — позволяет пользователю вводить год и номер месяца по шаблону гггг-мм.
number — предназначено для ввода целочисленных значений. Его атрибуты min , max и step задают верхний, нижний пределы и шаг между значениями соответственно. Эти атрибуты предполагаются у всех элементов, имеющих численные показатели. Их значения по умолчанию зависят от типа элемента.
Укажите количество (от 1 до 5):
password — создает текстовые поля в форме, при этом вводимые пользователем символы заменяются на звездочки, маркеры, либо другие, установленные браузером значки.
Введите пароль:
radio — создает переключатель - элемент управления в виде небольшого кружка, который можно включить или выключить.
Вегетарианец:
range — позволит создать такой элемент интерфейса, как ползунок, min / max — позволят установить диапазон выбора
reset — создает кнопку, которая очищает поля формы от введенных пользователем данных.
search — обозначает поле поиска, по умолчанию поле ввода имеет прямоугольную форму.
Поиск:
submit — создает стандартную кнопку, активизируемую щелчком мыши. Кнопка собирает информацию с формы и отправляет ее для обработки.
text — создает текстовые поля в форме, выводя однострочное текстовое поле для ввода текста.
time — позволяет вводить время в 24-часовом формате по шаблону чч:мм. В поддерживающих браузерах оно отображается как элемент управления в виде числового поля ввода со значением, изменяемым с помощью мыши, и допускает ввод только значений времени.
Укажите время:
url — поле предназначено для указания URL-адресов.
Главная страница:
week — соответствующий инструмент-указатель позволяет пользователю выбрать одну неделю в году, после чего обеспечит ввод данных в формате нн-гггг. В зависимости от года число недель может быть 52 или 53.
Укажите неделю:
value Определяет текст, отображаемый на кнопке, в поле или связанный текст. Не указывается для полей типа file.
width Значение атрибута содержит количество пикселей. Позволяет задать ширину полей формы.

4. Текстовые поля ввода

Элемент используется вместо элемента , когда нужно создать большие текстовые поля. Текст, отображаемый как исходное значение, помещается внутрь тега. Размеры поля устанавливаются при помощи атрибутов cols – размеры по горизонтали, rows – размеры по вертикали. Высоту поля можно задать свойством height . Все размеры считаются исходя из размера одного символа моноширинного шрифта.

Таблица 4. Атрибуты тега

7. Кнопки

Элемент создает кликабельные кнопки. В отличие от кнопок, созданных ( , , , ), внутрь элемента .

Кнопки позволяют пользователям передавать данные в форму, очищать содержимое формы или предпринимать какие-либо другие действия. Можно создавать границы, изменять фон и выравнивать текст на кнопке.

Таблица 9. Атрибуты тега
Атрибут Значение / описание
autofocus Устанавливает фокус на кнопке при загрузке страницы.
disabled Отключает кнопку, делая ее некликабельной.
form Указывает на одну или несколько форм, которым принадлежит данная кнопка. Значение атрибута — идентификатор соответствующей формы.
formaction Значение атрибута содержит url-адрес обработчика данных формы, отправляемых при нажатии на кнопку. Только для кнопки типа type="submit" . Переопределяет значение атрибута action , указанного для элемента .
formenctype Задает тип кодировки данных формы перед отправкой на сервер при нажатии на кнопки типа type="submit" . Переопределяет значение атрибута enctype , указанного для элемента . Возможные значения:
application/x-www-form-urlencoded — значение по умолчанию. Все символы перед отправкой будут закодированы.
multipart/form-data — символы не кодируются. Используется в случае, когда с помощью формы загружаются файлы.
text/plain — символы не кодируются, а пробелы заменяются на символ + .
formmethod Атрибут определяет метод, который браузер будет использовать для отправки формы. Переопределяет значение атрибута method , указанного для элемента . Указывается только для кнопок типа type="submit" . Возможные значения:
get — данные из формы (пара имя/значение) добавляются в url-адрес и отправляются на сервер. Данный способ имеет ограничения по размеру отправляемых данных и не подходит для отправки паролей и конфиденциальной информации.
post — данные из формы добавляются в виде http-запроса. Метод является более надежным и безопасным, чем get и не имеет ограничений по размеру.
formnovalidate Атрибут задает, что данные формы не должны проверяться при отправке. Указывается только для кнопок типа type="submit" .
formtarget Атрибут задает, в каком окне выводить результат после отправки формы. Указывается только для кнопок типа type="submit" . Переопределяет значение атрибута target , указанного для элемента .
_blank — загружает ответ в новое окно/вкладку
_self — загружает ответ в то же окно (значение по умолчанию)
_parent — загружает ответ в родительский фрейм
_top — загружает ответ во весь экран
framename — загружает ответ во фрейм с указанным именем.
name Задает имя кнопки, значение атрибута — текст. Используется для ссылки на данные формы, после того как форма была отправлена, или для ссылки на данную кнопку (кнопки) в JavaScript.
type Определяет тип кнопки. Возможные значения:
button — кликабельная кнопка
reset — кнопка сброса, возвращает первоначальное значение
submit — кнопка для отправки данных формы.
value Задает значение по умолчанию, отправляемое при нажатии на кнопку.

8. Флажки и переключатели в формах

Флажки в формах задаются с помощью конструкции , а переключатель — при помощи .

Флажков, в отличие от переключателей, в одной форме может быть установлено несколько. Если для флажков указан атрибут checked , то при загрузке станицы на соответствующих полях формы флажки уже будут установлены.

Элемент