Кто и когда изобрел первый патефон?  История граммофона Граммофон история создания кратко.

Сегодня мы слушаем любимые песни на дисках или просто скачиваем их с интернета. А ведь несколько десятков лет назад таких возможностей не было, так как в нашей стране технический прогресс не приветствовался. В то время были актуальны такие устройства для прослушивания музыкальных произведений, как граммофон и патефон. Они до сих пор есть у некоторых людей дома, также их можно увидеть в частных коллекциях. Чем они отличаются? Большая часть людей не имеет понятия, в чем их отличие и если вам интересна эта информация, читайте нашу статью.

Чем отличается патефон от граммофона?

Обожаете ретро и вас интересует все, что связано с тем временем? В таком случае вы наверняка знаете, что музыку в тот период прослушивали на специальных устройствах, используя пластинки. Увы, но лишь единицы знают, в чем отличие этих устройств. И неудивительно, так как сейчас они уже не актуальны.

Для начала давайте разберемся, что представляет собой каждый из представленных приборов.

Общим является то, что оба прибора воспроизводили звуки с граммофонных пластинок, также они были оснащены раструбами из металла.

Патефон представляет собой разновидность граммофона, он отличается компактными размерами. Обусловлено такое название тем, что устройство поставлялось на территорию СССР компанией «Пате». Затем в СССР начались производиться граммофоны собственного производства, но привычное название не изменилось и все называли его так же, как и раньше.

Патефон: фото

Граммофон также воспроизводит звук, передавая сигналы с пластинки. Устройство отличается не только названием, но еще и размерами, а также качеством и громкостью звука.

Граммофон и патефон - есть ли разница? Ниже вы найдете фото обоих устройств и сможете увидеть разницу своими глазами. Первый представлен в виде компактного ящика, оснащенного металлическим раструбом. Именно благодаря ему песни воспроизводились так громко. Пластинка удерживалась держателем и раскручивалась приводом, затем по ее дорожкам шла игла.

Даже самый искушенный покупатель мог выбрать модель с интересным дизайном, так как ассортимент граммофонов в то время приятно поражал и удивлял. Производитель изготавливал разные модели - как самые простые, так и фигурные, даже для детских комнат. Но был у устройства огромный недостаток - он имел большие размеры, поэтому его нельзя было брать в поездки.

Именно по этой причине был разработан патефон - он имел компактные размеры и его можно было поместить в автомобиль. Конструкцию устройства придумали братья Пате. Теперь крупный раструб был спрятан под крышкой, патефон имел форму ящика. Увы, но купить эту модель было проблематично, да и цена на нее была в то время высокая. Именно поэтому патефон был только у людей со знакомствами и деньгами. Внешне он напоминал чемоданчик, который в раскрытом виде представлял собой компактное устройство с рупором.

А как на счет качества звука и громкости? Конечно же, размеры отразились на звучании и увы, патефон был немного слабее, чем его крупный собрат. Но все же любителей музыки это не останавливало, и они все равно выбирали компактное устройство.

Фото граммофона

Для чего использовались граммофоны и патефоны?

Если за рубежом эти устройства в основном использовали для прослушивания музыки, в СССР они были многофункциональными. Их можно было увидеть на агитационных мероприятиях, их возили по поселкам с цель. Пропаганды политики Ленина и т.д. Очень жаль, но с пластинками было в то время трудно и большинство людей могли прослушивать только классику в виде музыкальный арий и пьес.

Цены как на граммофоны, так и на патефоны были высокими, поэтому позволить себе такую покупку могли далеко не все. Но все же те, у кого была финансовая возможность, предпочитали обзавестись устройством. Они стали менее популярны в 50-ых годах двадцатого века, так как им на смену пришли электропроигрыватели.

Мужской интернет-журнал сайт

Изобретатель : Эмиль Берлинер
Страна : США
Время изобретения : 1887 г.

Среди замечательных технических достижений XIX века далеко не последнее место занимает изобретение звукозаписи. Впервые устройство, позволяющее записывать звук, было создано в 1857 году Леоном Скоттом.

Принцип действия его фоноавтографа был очень прост: игла, которой передавались колебания звуковой диафрагмы, вычерчивала кривую на поверхности вращавшегося цилиндра, покрытого слоем сажи. Звуковые волны в этом приборе получали как бы зримый образ, но не более того - понятно, что воспроизвести записанный на саже звук было невозможно.

Следующий важный шаг на этом пути был сделан знаменитым американским изобретателем Эдисоном. В 1877 году Эдисон создал первую «говорящую машину» - фонограф, позволявшую производить не только запись, но и воспроизведение звука.

О своем изобретении Эдисон рассказывал так: «Однажды, когда я еще работал над улучшением телефонного аппарата, я как-то запел над диафрагмой , к которой была припаяна стальная игла. Благодаря дрожанию пластинок игла уколола мне палец, и это заставило меня задуматься. Если бы можно было записать эти колебания иглы, а потом снова провести иглой по такой записи, отчего бы пластинке не заговорить?

Я попробовал сначала пропустить обыкновенную телеграфную ленту под острием телефонной диафрагмы и заметил, что получилась какая-то азбука, а потом, когда я заставил ленту с записью вновь пройти под иглой, мне послышалось, правда, очень слабо: „Алло, алло“. Тогда я решил построить прибор, который работал бы отчетливо, и дал указание моим помощникам, рассказав, что я придумал. Они надо мной посмеялись».

Принцип фонографа был в общих чертах тот же, что у телефона. Звуковые волны с помощью говорной трубы приводились к пластинке из очень тонкого стекла или слюды и резцом, прикрепленным к ней, записывались на быстро вращающийся вал, покрытый оловянной фольгой. На фольге получались следы, форма которых соответствовала колебаниям пластины и, следовательно, падающим на нее звуковым волнам. Этой полосой листового олова можно было пользоваться для получения на том же приборе тех же звуков.

При равномерном вращении полосы, резец, прикрепленный к пластинке, проходил вдоль сделанной им ранее борозды. Вследствие этого пластинка приводилась резцом в те же самые колебания, которые она прежде сама передавала ему под действием голоса и звукового инструмента и начинала звучать подобно мембране телефона. Таким образом, фонограф воспроизводил всякий разговор, пение и свист.

Первые приборы Эдисона, созданные в 1877 г., были еще очень несовершенны. Они хрипели, гнусавили, чрезмерно усиливали некоторые звуки, совсем не воспроизводили других, и вообще, больше напоминали попугаев, чем репродукторы человеческой речи. Другой их недостаток состоял в том, что звук можно было различить, лишь приложив ухо к диафрагме. Это происходило во многом из-за того, что валик двигался недостаточно ровно по поверхности, которую не могли сделать совершенно гладкой. Игла, переходя из одного углубления в другое, испытывала собственные колебания, передававшиеся в виде сильных шумов.

Эдисон упорно работал над улучшением фонографа. Особенно много проблем встретил он с воспроизведением звука «с», который никак не хотел записываться. Он сам вспоминал позже: «В течение семи месяцев я работал почти по 18-20 часов в сутки над одним словом „специя“. Сколько раз я ни повторял в фонограф: специя, специя, специя - прибор упорно твердил мне одно и то же: пеция, пеция, пеция. С ума можно было сойти! Но я не упал духом и настойчиво продолжал свою работу, пока не преодолел затруднения. Насколько трудна была моя задача, вы поймете, если я скажу, что следы, получающиеся на цилиндре в начале слова, имели в глубину не более одной миллионной доли дюйма! Легко делать удивительные открытия, но трудность состоит в усовершенствовании их настолько, чтобы они получили практическую ценность.

После многих экспериментов был найден более или менее подходящий материал для валиков - сплав воска и некоторых растительных смол (этот рецепт Эдисон держал в секрете). В 1878 году он основал специальную фирму по производству фонографов. Одновременно во всех газетах была развернута широкая реклама его изобретения. Уверяли, что фонограф можно будет применять для диктовки писем, издания звуковых книг, воспроизведения музыки, изучения иностранных языков, записи телефонных сообщений и многих других целей.

Но, увы, ни одно из этих обещаний не было исполнено даже в 1889 году, когда был сконструирован новый фонограф, не имевший многих недостатков прежнего. Однако и новый усовершенствованный фонограф не получил широкого практического применения. Кроме высокой цены, распространению его мешало практическое несовершенство. Валик не мог вместить много информации и заполнялся через несколько минут.

Более или менее значительная корреспонденция требовала большого числа валиков. После нескольких прослушиваний копия разрушалась. Сама передача аппарата была далека от совершенства. Кроме того, с воскового валика невозможно было получить копии. Всякая запись была уникальной и с порчей валика пропадала навсегда.

Все эти недостатки были благополучно преодолены Эмилем Берлинером, который в 1887 году взял патент на другой звукозаписывающий прибор - граммофон. Хотя принцип устройства граммофона и фонографа был один и тот же, граммофон имел ряд существенных отличий, которые и обеспечили ему широчайшее распространение. Прежде всего, игла в записывающем аппарате Берлинера располагалась параллельно плоскости диафрагмы и чертила извилистые линии (а не борозды, как у Эдисона). Кроме того, вместо громоздкого и неудобного валика Берлинер избрал круглую пластинку.

Запись происходила следующим образом. На диск большого диаметра с бортиком устанавливали предназначенный для записи звука полированный цинковый диск. Сверху на него наливали раствор воска в бензине. Диск-ванна получал вращение от ручки через фрикционную передачу, а система шестерней и ходового винта связывала вращение диска с радиальным ходом записывающей мембраны, укрепленной на стойке.

Этим достигалось движение записывающего устройства по спиралеобразной линии. Когда бензин испарялся, на диске оставался очень тонкий слой воска, и диск был готов к записи. Нанесение звуковой канавки Берлинер производил почти так же, как Эдисон, при помощи записывающей мембраны, снабженной трубкой с небольшим рупором и передававшей свои колебания иридиевому острию.

Главное достоинство записи по способу Берлинера состояло в том, что с диска можно было легко получать копии. Для этого записанный диск, прежде всего, погружали в водный раствор хромовой кислоты. Там, где поверхность диска была покрыта воском, кислота не оказывала на него никакого воздействия. Только в звуковых канавках, поскольку записывающее острие срезало воск до самой поверхности диска, цинк растворялся под действием кислоты. При этом звуковая канавка протравливалась до глубины около 0, 1 мм. Затем диск промывали и удаляли воск. В таком виде он уже мог служить для воспроизведения звука, но фактически являлся лишь оригиналом для изготовления медных гальванических копий.

Принцип гальванопластики был открыт в 1838 году русским электротехником Якоби. В процессе использовались электролиты - жидкости, проводящие через себя электрический ток. Особенностью электролитов является то, что в растворах (или расплавах) их молекулы распадаются на положительные и отрицательные ионы. Благодаря этому становится возможным электролиз - химическая реакция, которая протекает под воздействием электрического тока.

Для проведения электролиза в ванну помещают металлические или угольные стержни, которые соединяют с постоянным источником тока. (Электрод, подключенный к отрицательному полюсу батареи, называют катодом, а электрод, соединенный с положительным полюсом - анодом.) Электрический ток в электролите представляет процесс движения ионов к электродам. Положительно заряженные ионы движутся к катоду, а отрицательно заряженные - к аноду.

На электродах происходит реакция нейтрализации ионов, которые, отдавая лишние электроны или получая недостающие, превращаются в атомы и молекулы. К примеру, каждый ион меди получает на катод два недостающих электрона и осаждается на нем в виде металлической меди. При этом осадок дает точное рельефное изображение катода. Это последнее свойство как раз и используется при гальванопластике.

С копируемых предметов снимается копия (матрица), представляющая их обратное негативное изображение. Затем копия подвешивается в качестве катода (отрицательного полюса) в гальваническую ванну. В качестве анода (положительного полюса) берется тот металл, из которого изготовлялась копия. Раствор ванны должен содержать в себе ионы того же металла.

Точно так же действовал Берлинер - он погружал цинковый диск в ванну с раствором медной соли и подключал к нему отрицательный полюс батареи. В процессе электролиза на диске осаждался слой меди толщиной в 3-4 мм, в точности повторявший все детали диска, но с обратным рельефом (то есть на месте канавок получались бугорки, но в точности повторяющие все их извивы).

Затем полученную медную копию отделяли от цинкового диска. Она служила матрицей, с которой можно было отпрессовывать диски-пластинки из какого-нибудь пластического материала. В начале для этой цели применяли целлулоид, эбонит, всевозможные восковые массы и тому подобные вещества. Самая первая в истории граммофонная пластинка была изготовлена Берлинером в 1888 году из целлулоида.

Граммофонные пластинки, поступившие в начале 90-х годов в продажу, были выполнены из эбонита. Оба эти материала не годились для назначенной цели, так как плохо подавались прессовке и потому недостаточно точно воспроизводили рельеф матрицы. Проделав множество опытов, Берлинер в 1896 году создал специальную шеллачную массу (в состав ее входили шеллак - смола органического происхождения, тяжелый шпат, зола и некоторые другие вещества), которая оставалась потом на протяжении многих десятилетий основным материалом для изготовления пластинок.

Проигрывание пластинок происходило на специальном устройстве - граммофоне. Главной частью звукоснимающего прибора здесь была слюдяная пластинка, сцепленная рычагом с зажимом, в который вставлялись сменные стальные иглы. Между зажимом и корпусом мембраны помещались резиновые прокладки. Первоначально граммофон приводился в движение от руки, а затем стал устанавливаться на ящик с механизмом.

Как записывающее устройство, так и первые граммофоны Берлинера были весьма несовершенны. Шипение, треск и искажения были их постоянными спутниками. Тем не менее, это изобретение имело огромный коммерческий успех - за какие-нибудь десять лет граммофоны распространились по всему миру и проникли во все слои общества. К 1901 году было выпущено уже около четырех миллионов пластинок. Фонографы не могли выдержать конкуренции с творением Берлинера, и Эдисону пришлось свернуть их производство.

К чему приводит медлительность

История создания граммофона довольно неординарна и сумела вобрать в себя несколько интересных фактов. Предшественником устройства принято считать фонограф, разработка которого принадлежит известному учёному Томасу Эдисону. Как позже сказал по этому поводу сам изобретатель: «Мы бы не получили бы фонограф, если б я не уколол палец». Волей случая Эдисон, работавший в то время над созданием телефона, запел во время одного из своих опытов. От звука голоса пришла в колебание тонкая диафрагма телефона, которая имела иглу. Став жертвой собственного пения, учёный задумался о возможности записи с помощью подобных колебаний и дальнейшем их воспроизведением той же иглой.

Работа в этом направлении принесла свои плоды. В 1877 году изобретатель провёл первую презентацию фонографа перед почтенным учёным сообществом. Устройство использовало для записи цилиндр обёрнутый бумагой, которая была покрыта воском. С помощью ручки цилиндр вращался и игла, приводимая в движение звуком, оставляла на воске бороздки. Передвинув иглу на начало дорожки и снова покрутив, можно было услышать шипящий звук, повторяющий произнесённое.

Гениальность Томаса Эдисона не подвергается сомнению, однако, оказывается, был человек, который опередил его и выдвинул идею воспроизведения звука на полгода раньше. Одарённый музыкант и учёный Шарль Кро создал устройство, которое назвал «палеофон» - «голос прошлого». В его основе лежала всё та же игла, чертившая след на саже покрывающей стеклянный диск. Свою работу изобретатель направил в Парижскую академию наук, надеясь получить от последней финансирование на развитие идеи. Когда же он узнал о фонографе Эдисона, Кро лично направился в академию, чтобы узнать шокирующую правду. Конверт с его разработками до сих пор лежал нераспечатанным. Французские учённые, правда, тут же изучили документы и признали правильность идей талантливого учёного. Денег, однако, они при этом выделять отказались. Дальнейшая история показала, что подобная нерасторопность лишила Францию права называться родиной изобретения звукозаписи.

Кто изобрел граммофон?

Несмотря на неудачу самого Шарля Кро, его идея не погибла в бумажных архивах академии. 19-летний немец Эмиль Берлинер, работавший в то время в Америке, горячо заинтересовался трудами Кро, прочитав в библиотеке публикацию его статей. Неуёмная энергия молодого немца позволила ему перевести идеи французского коллеги в практическое русло. Так 26 сентября 1887 года Эмиль оформил патент на устройство, которое назвал граммофоном. Первые образцы использовали для проигрывания цинковые диски, а игла, создающая звук, двигалась от центра к краю. Прошло немало времени, пока устройство граммофона стало напоминать привычный нам вид.

В России бум на граммофоны пришёлся на начало ХХ-го века. Несмотря на сумасшедшую стоимость, новинка продавалась с большим энтузиазмом. Продавцы предлагали различные виды граммофонов, предлагая устройства для пикников, салонов или балов. Самые дорогие из них имели рупоры из чистого серебра и короба, сделанные из красного дерева.

Франция берёт реванш

Запомнив предыдущий урок, французы решили больше не упускать шанс заработать на набирающем популярность устройстве. Братья Пате были первыми, кто открыл во Франции фирму, назвав её своим именем- «Pathe». Продукция новой компании быстро получила признание во всём мире, дав при этом общественности ещё один вид граммофона - «патефон». «Чем отличается патефон от граммофона?»,- спросите вы. Всё просто. Патефон имел более компактный вид за счёт того, что его рупор прятали в корпус. Чаще всего он делался в виде чемодана и мог свободно переноситься. Так же как и граммофон, патефон применял иглы, однако принцип снятия звука несколько отличался. Большинство первых патефонов имело пружинный механизм, который заводился с помощью ручки точно так же, как заводится пружина в часах. Подобного завода хватало на проигрывание одной стороны пластинки, а это на тот момент составляло 3-4 минуты.

Эволюция пластинок

Эмиль Берлинер работая над улучшением граммофона, не забывал совершенствовать пластинки, на которые записывался звук. Он искал замену цинковому диску, пробуя различные варианты. За время развития проигрывателя было опробовано немало материалов, среди которых была сталь, целлулоид, каучук и даже шоколад. Одним из эффективных материалов был признан эбонит, пластинки из которого печатались с помощью стальной матрицы. Эра эбонитовых пластинок была недолгой из-за дороговизны материала, и производители продолжили искать альтернативы.

Помощь разработчикам пришла из Индии. Подходящий материал был назван шеллак, от английского слова «shell», которое переводится как скорлупа. Оказывается, в Индии водится жучёк - лаковый червец, выделяющий особое вещество при производстве яиц. Похожее на смолу, оно проходит обработку и, после смешивания с другими компонентами, позволяет делать из него эластичные пластинки. Для производства одной пластинки требовалась скорлупа 4000 жуков. Несмотря на трудоёмкий процесс изготовления шеллака, он использовался как материал для пластинок ещё долгое время.

1948 год стал знаменательным для производства грампластинок. Крупный производитель «Колумбия» разработал материал, который некоторые и сейчас считают эталоном для звукозаписи. Речь идёт о виниле. Новые пластинки позволяли делать записи продолжительностью 30 минут на сторону и являлись прорывом на тот момент. Дальнейшая история многим известна. Технический прогресс вытеснил виниловые пластинки магнитными лентами, компакт-дисками и mp3, остаив винил фанатам и коллекционерам.

Вряд ли кто-то будет спорить с тем, что самым дорогим продуктом на сегодня является информация. Еще с древних времен люди старались сохранить и передать ее будущим поколениям. Сначала это было доступно лишь в устной форме. Информацию передавали из уст в уста, однако за многие годы она искажалась и доходила до потомков в несколько ином виде. Сложно переоценить значение письменности, однако, прошло немало лет, пока у каждого появилась возможность научиться читать и писать. Изобретение фотоаппаратов дало нам возможность сохранять картинки из жизни. В данной статье мы расскажем о том, как люди научились записывать и воспроизводить звук, а точнее об истории создания граммофона.

Предшественником граммофона считается фонограф, изобретенный в 1877 году Томасом Эдисоном. Он казался чем-то фантастическим, поскольку мог делать то, что до этого считалось невозможным – записывать и воспроизводить звук. Вряд ли Эдисон до конца представлял, каким именно образом человечество воспользуется его изобретением. Он видел применение фонографа в качестве первых аудиокниг для слепых людей, считал, что им можно заменить стенографисток и использовать даже в качестве будильника. Но все это достаточно узкие сферы его эксплуатации. Однако судьба распорядилась иначе. Новое изобретение – граммофон, созданный на основе фонографа, использовался совершенно для иных целей, а именно для прослушивания музыки.

Немецкому изобретателю Эмилю Берлинеру попалась на глаза статья французского ученого Шарля Кро, в которой описывалось устройство «палеофон». По сути это был тот же фонограф. Кро не смог воплотить свою идею в жизнь, поскольку не нашел для этого спонсоров. В 1887 году Берлинер представил миру и запатентовал новое устройство для записи и воспроизведения звука – граммофон. В сравнении с фонографом, граммофон обладал значительными преимуществами. Берлинеру удалось уменьшить искажение звука, а также увеличить громкость.

Изобретение устройства, способного воспроизводить достаточно хорошее качество звука способствовало созданию грампластинки, которая, по сути, и явилась первым носителем звука. Широкое распространение граммофон получил в 1902 году, когда вышла в свет грампластинка с записью десяти песен итальянского тенора Энрико Карузо. Это был успех, причем как для певца, так и для граммофона. Слушатели приходили в восторг. Кроме этого, Берлинер приложил руку и к созданию музыкальной индустрии. Именно ему принадлежит идея выплаты гонорара певцам и музыкантам, которые записывали свою музыку на грампластинках.

Граммофон получил массовое признание. Каждому хотелось иметь у себя дома это чудо техники. Пластинки передавались из рук в руки. Выпускались граммофоны на любой вкус и кошелек - от недорогих, для массового потребления, до эксклюзивных роскошных аппаратов из красного дерева и чистого серебра. История граммофона знает устройства, цена которых доходила до нескольких тысяч рублей – огромная по тем временам сумма.

Современный человек вряд ли задумывается о том, что создание граммофона в значительной мере способствовал развитию популярной музыки. Благодаря этому изобретению она вошла в повседневную жизнь большинства людей. Будучи большой любительницей музыки, я не могу не испытывать чувство благодарности за это великое изобретение.

Колл" href="/text/category/koll/" rel="bookmark">коллекция пластинок. Это раритетные вещи являются гордостью нашего музея. К тому же патефон находится в рабочем состоянии и может воспроизводить пластинки. Изготовлен он был на Ленинградском граммофонном заводе. Год изготовления неизвестен. Но по внешним характеристикам, скорее всего - середина 20 века.

Из истории создания патефона

В 1877 году выдающийся американский изобретатель и предприниматель Томас Алва Эдисон сконструировал прибор для механической записи и воспроизводства звука - фонограф. Фонографами пользовались наши деды вплоть до 30-х годов. А в 1888 году немец – Э. Берлинер изобрел чудо века – граммофон, и началась эпоха массовой культуры. Именно граммофон стал прародителем патефона.

Служащий французской фирмы «Патэ» - Гильон Кеммлер, в 1901 году усовершенствовал граммофон. Сделав рупор (большая внешняя труба аппарата) граммофона маленьким, он встроил его внутрь корпуса патефона, сконструировав новый аппарат компактным, малогабаритным и переносным. Слово патефон объединило в себе два слова. «Пате» - это известная французская фирма по производству патефонов, и слово «фон», что в переводе на русский язык – означает «звук». Считается, что патефон – это неправильное название граммофона, которое прижилось только в СССР и даже не известно по каким причинам. Патефон является для нас частью советской культуры.


Патефоны той поры были механическими и приводились в действие посредством пружины. Одного завода хватало на прослушивание одной стороны пластинки. Этот аппарат не требовал подключения к электросети. Под него танцевали на площадках в парках. Звук был достаточно громким. Уровень громкости не регулировался. Выпускалось несколько разновидностей патефонов.

Все устройство помещалось в относительно легкий, компактный чемоданчик. Его можно было брать с собой и даже держать на руках, в отличии от граммофона , который был стационарным.

Звук с пластинки снимался посредством сапфировой иглы. Такая игла была рассчитана на многократное использование в отличие от граммофонной стальной иголки, которую меняли после 3-4 минут, что соответствовало прослушиванию только одной стороны грампластинки. Есть и еще один нюанс – все патефонные пластинки играют от центра к краю, а граммофонные от края к центру, и на патефоне невозможно прослушать граммофонную пластинку, как и наоборот. В чемоданчике патефона предусмотрен выдвижной отсек для хранения игл, которые можно было покупать на вес. Они были дешевыми.

https://pandia.ru/text/78/636/images/image004_22.jpg" alt="D:\Фотографии\_DSC0570.JPG" align="left" width="697" height="462 src=">Первые пластинки назывались рекордами (от английского слова "record" - "запись" ). Они были толстые, с шероховатым краем и весили почти полкилограмма! В центре делались два отверстия. Запись занимала только одну сторону (двусторонние "рекорды" появились лишь в 1903 году), на другой стороне печатали название пластинки вместе с либретто или нотным примером.


Самая первая грамзапись на русском языке была сделана в 1897 г. в Ганновере . А из чего только не делали первые пластинки! Из воска, целлулоида, каучука, металла и даже... шоколада. Да, да, самого настоящего шоколада! В начале века продавались такие "вкусные" пластинки - сначала их можно было послушать, а потом съесть, - наверное, если запись не очень понравилась.

Все эти материалы в общем-то не годились для пластинок. Дело вот в чем. Длина звуковой бороздки только одной песни составляла около километра. Пока игла пробегала этот путь, она давила на дно канавки с невероятной силой - около тонны на квадратный сантиметр! Это примерно то же самое, что поставить слона на одной ноге на спичечный коробок. Какой же материал выдержит такое давление? Наверное, сталь? Нет, пластинки из самой лучшей стали изнашиваются в 20 раз быстрее, чем из шеллака.

Шеллак? А что это такое? В Индии водится крохотный жучок - лаковый червец. Он выделяет смолу, из которой делает себе скорлупу (скорлупа по-английски "shell", отсюда и шеллак). Оказалось, что эту смолу можно плавить, смешивать с другими веществами, подвергать давлению - она все равно останется эластичной и в то же время твердой. Единственный ее недостаток - дороговизна. Ведь для изготовления только одной пластинки требовалась скорлупа 4 тысяч жучков. Эту смолу отрывали от коры дерева, обливали горячей водой, промывали, процеживали, чтобы удалить кусочки коры.

Понятно, что таким способом много пластинок не сделаешь. Поэтому уже с 1908 года фирмы-изготовители стали скупать старые, негодные, разбитые пластинки. Печатались объявления такого рода: "За три старые пластинки выдается одна новая того же размера при условии покупки еще одной новой".

Нужно было чем-то заменить смолу. На помощь пришла пластмасса . Плотная поверхность пластмассы позволила сблизить и сузить звуковые бороздки - появилась долгоиграющая пластинка.